Сегодня мы посетим государство, занимающее четвертое место в мире после России, Ирана и Катара по разведанным запасам и добыче природного газа. Добро пожаловать в Туркменистан.
В предыдущем посте мы подобрались к самой границе Казахстана и Туркменистана, преодолев 335 километров от Актау, четверть из которых - фактически вне дороги.
Таможенный пост Темир-баба не перегружен транспортом, поскольку официального товарооборота между двумя госудаствами практически нет. На таможне преобладают толпы челноков, перетаскивающих в закрытое государство дорогие или дефицитные товары народного потребления. Удобства, соответственно, челночные, без изысков. Нашу экспедицию пррвожал заранее предупреждённый казахский таможенник в уютной форме пижамной раскраски.
На оформление документов, выгрузку всех вещей из машин, прохождение сканеров и загрузку всего скарба обратно ушло около пяти часов. На удивление, при завидных возможностях Туркменского государства, на границе все бумажки и данные паспортов заполнялись вручную. Было время изучить монументальность окрестных клозетов.
Уставшие, но довольные въездными штампами на самой труднополучаемой визе, мы ожидали увидеть легендарные туркменские асфальтированные дороги. Не тут то было, цивилизация сюда ещё ни дошла и следующие 40 километров нам предстояло проехать не то что вне дорог - по направлениям.
Для разнообразия, каждый ехал по своей колее. Все вместе не пропустили только одну большую лужу, впервые встретившуюся с момента выезда из Астрахани и немного в ней порезвились.
Ближайший населёный пункт на карте - город Карабогаз - бывший промышленный поселок Бекдаш, где в советское время в больших количествах добывались ценные виды химического сырья: сульфат натрия, глауберова соли и пр. Назначение легко объяснялось его расположением - в богатейшей естественной «химической кладовой» Туркменистана - на берегу залива Кара-Богаз-Гол.
Garabogazköl - дословно «озеро чёрного пролива». Во время обмеления Каспия залив превратился в озеро, отделённое от моря узкой песчаной косой.
В время шторма солёные волны приносят в озеро новые порции солей и минералов. Из-за высокой испаряемости площадь водного зеркала сильно меняется по сезонам, а единственный канал постоянного сообщения с морем - искуственно прорытый - в засушливый сезон длиной не больше двухсот метров.
Солёность Кара-Богаз-Гола совершенно другого типа, чем солёность Каспийского моря, и достигала 310 ‰ в начале 1980-х. Местная фауна очень скудна, поэтому на берегу - не привычный морской ракушечник, а древние отложения окаменелых моллюсков.
Саша поймал лучи солнца, стремительно заходящего за территорией Азербайджана, по другую сторону Каспийского моря.
А нам пора.
Здесь, за холмом, начнётся долгожданная, вся в заплатках, но асфальтовая дорога.
На подъезде к туристическому курорту Аваза, километров за сорок, нам в лицо засветил мощнейший прожектор. Только через полчаса езды, щурясь всё сильнее и сильнее, мы увидели очертания Нефтеперерабатывающей станции. Так горит туркменский газ.
В Авазу вьехали глубокой ночью и сразу же поехали селиться в отель. Сопровождающие по всему городу фонарные столбы заставили нас переглянуться от удивления.
Гостиница с порога потрясла своим уровнем и размахом. В интерьере - ноты восточной роскоши.
Заглянем в номер
sergeydolya немногим больше ста долларов в сутки.
Туркменские ковры - в каждой спальне. А "лавка для массажистки" по-правильному называется рекамье.
И кабинет для написания постов в четыре руки. Правда, интернет здесь, по словам хостес на ресепшене, "временно не работает".
Спустимся в лобби. В Туркменистане есть мобильный оператор Алтын Асыр. Переводится, как "Золотой век". В лифте приём отличный, правда значок интернета в телефоне не зажигался в стране ни разу.
Явно просматриваются интерьеры какого-нибудь пятизвездочного отеля в Дубаи, которыми, судя по всему, вдохновлялись архитекторы.
Вот они, туркменские дороги, о которых ходили легенды: идеальное покрытие, чёткие указатели, антиослепляющие фонари и щадящие, не ломающие диски, скошенные бордюры. А вместо рекламы - интерактивные патриотических экраны и часы с температурой.
Город произвёл впечатление абсолютно пустого, и мы чувствовали себя здесь фактически единственными туристами. Но позже, пообщавшись с местным жителем
ashkhabadka пришли к выводу, что в сезон загрузка отелей - почти полная. Обслуживающий персонал есть, но в небольших количествах - например, полив растений полностью автоматизирован.
Аваза продолжает активно строиться. Отели, в основном, возводят мастера монолитного строительства из турции на государственные туркменские деньги. А после сдачи отель переходит в управление какому-либо министерству, ведомству или крупному предприятию.
Задумка Президента Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова потрясает своей масштабностью. Уже отданы распоряжения о строительстве на авазинском взморье аквапарка с развлекательным центром, океанариума, центра картинга для занятий мини-автоспортом, гольф-центра, супермаркетов, велотрека, дельфинария, планетария, кинотеатра, парка аттракционов и Конгресс-центра.
Стоит представить, что ещё в 2008 году здесь была степная пустыня, а уже через два года были сданы в эксплуатацию опреснитель морской воды и газотурбинная электростанция мощностью 254 мегаватта и новый международный аэропорт.
Часть мест в отелях распределяется между сотрудниками государственных организаций по путевкам, а в перспективе планируется сделать здесь курорт международного масштаба.
Летом 2012 года на Авазе стал возможен семейный отдых, были открыты комплекс коттеджей «Шапак» и «Йупек йолы» и яхт-клуб "Йелкен".
К осени 2010 года набережную Авазы украсили морские гейзеры высотой до 100 метров и парковый ансамбль интерактивных фонтанов, а также заведения досуга и амфитеатр для массовых торжеств.
На открытиях новых объектов на Авазе выступили Дженнифер Лопес, Мустафа Сандал, Нэнси Аджрам, Зийнет Сали и даже Филипп Киркоров. :)
Сегодня построено 26 отелей из запланированных 60. Уже сейчас курорт готов принимать до 8000 человек в сутки при том, что всех въездных виз в Туркменистан выдаётся всего 15000 в год, большинство из которых - по дипломатическим задачам. По территории бывшей пустыне прорыты искуственные каналы, а все набережные обеспечены всеми условиями для комфортных прогулок.
Но Президент сказал. И Туркменистан строится.
В следующем посте - город Туркменбаши и ещё незатронутый глобальными стройками Туркменистан.
Да, не прощаюсь!
Партнеры экспедиции:
Развивающие наборы
Телеканал «Моя Планета»
Судостроительный завод
Холодный асфальт
Коммуникационное агентство
Хостинг сайтов
Мониторинговые системы
Мобильная электроника В предыдущих сериях Экспедиции вокруг Каспия:
Экспедиция вокруг Каспийского моря:
на старт!
Западный Казахстан:
от Атырау до Актау
Казахстан:
Актау и Актаусцы
Из Казахстана в Туркменистан:
дорожные заметки
По соседству:
Туркменистан: Кара-Богаз-Гол и Курорт Аваза от
sergeydolya