Mar 24, 2012 00:56
Игровые Интернет-зависимости являются второй самой распространенной темой у психологов. Суть тут та же, что и у обычных игровых зависимостей - человек начинает играть и не может остановиться. Тут тоже можно разделить ситуацию на два больших класса - обычные игры всех мастей и игры азартные, к которым относится виртуальный тотализатор, виртуальные казино и т.п.
И в данном случае начнем со вторых. Виртуальный тотализатор ничем не отличается от реального, так что если человек имеет склонность рисковать играми в лотереи, "наперстки", делать ставки на гонках всех мастей в "реале", то скорее всего, в виртуале будет то же самое.
Ведущей "страстью" тут обычно является банальная жажда наживы, причем легко и быстро. Зачастую впервые в сети этой части всемирной паутины попадают люди, мечтающие быстро получить деньги по самым разным причинам. Разумеется, теория вероятностей работает и тут, однако разум отказывает игроку раз за разом. О причинах говорят многое, в том числе находят и генетические предрасположенности к подобным заболеваниям. Это не лишено смысла, поскольку азарт игрока должен перебить здравый смысл и скепсис, что означает обычно повышенный уровень выработки адреналина и т.п. Интересно, что статистика от института Бехтерева говорит, что вообще склонность играть в азартные игры обнаруживают 60% населения, но в зависимость попадает не более 1-1.5%. При этом процент лиц женского пола примерно на порядок меньше, чем мужского, причем зависимость обычно сцеплена с полом. Иными словами, если вы - мужчина и ваш папа страдал зависимостью от азартных игр, у вас есть шанс страдать тем же. Есть и другие модели, и их множество.
Психологи определяют наличие зависимости от азартных игр, если человек играет два и более раз в году, то есть по сути стремление выбросить деньги на ветер является изначально патологическим.
В чем отличие сетевых азартных игр от обычных? Во-первых, опять-таки широта выбора. Если вы не любите казино, вы всегда можете найти компанию игроков в преферанс, шахматы, шашки, что угодно, одним словом. При этом вы можете играть и без денег, в этом случае вы перейдете к любителям просто игр, а о них слово дальше.
Во-вторых, сетевые азартные игры позволяют "погрязнуть" в проблеме быстрее и глубже в силу того, что реальная игра сопровождается стадией ужаса и отчаяния в момент проигрыша. Наличие посторонних свидетелей "позора" усугубляет страдания и многих избавляет от продолжения игры. В сети же вас никто не видит, так что никто не мешает попробовать еще отыграться, и зависимость начинает расти.
Есть ли спасение?
Практика показывает, что нет. В данном случае сеть - всего лишь инструмент, а основной порок никак с ней не связан. Единственный совет, который можно дать игроману - не играть вообще.
Как отличить игромана от "нормального" человека? Если проигрыш привел к ожиданию успеха и оптимизму к оценкам на его вероятность, перед вами - игроман.
Если человек выиграл в лотерею и остановился - это нормальная реакция. Если он проиграл и остановился - это нормальная реакция. Если он выиграл и решил продолжить - это признак зависимости. Но если он проиграл и продолжил - это уж точно демонстрация склонности к игромании.
Игромания или, говоря иностранными словами, гемблинг прогрессирует быстро. Человек погружается только в игру, лишается социальной адаптации, разрушает или компрометирует себя, своих близких или коллег. Долги усугубляют ситуацию и она мало чем далее отличается от наркотической зависимости и поведения. Даже кратковременные периоды ремиссии "профессионального" гемблера не спасают его от утешения и расслабления в игре во время любых стрессов, и петля затягивается дальше. Постоянное игровое напряжение - читайте первую часть - рождает новую биохимическую цепочку мозга, появляется депрессия, дальше все идет по нарастающей.
Каков признак того, что зависимость ушла в следующую стадию? Человек начинает необдуманно тратить деньги вообще, не экономит их, не ведет бюджет и т.п., к тому же ведет себя при этом обычно грубо и самоуверенно. (Плюс обычные геймерские признаки, см.ниже)
Что можно сделать? Отвести человека к психологу. Это хороший совет, поскольку химическими препаратами можно попробовать прервать привычку к определенному поведению. Однако это не всегда возможно, особенно если игрок еще не осознал, что все плохо.
Хорошим, на мой взгляд, советом можно считать предложение лишить человека возможности играть на деньги и дальше выбивать клин клином. Тот же преферанс, но просто так. А еще лучше - тупой игровой автомат, бесконечное нажатие кнопок и разглядывание картинок. Причем посадить играть "до упаду", то есть до серьезного физического переутомления, когда начинается тошнота и головокружение. Важно не остановится на этом и продолжить игру еще немножко. Потеря денежного интереса обычно резко понижает увлечение игрой, азарт падает, и дальше включается обычный здравый смысл. Человек осознает, что это просто не интересно, а отсутствие обычной адреналиновой подпитки приводит к тому, что развивается переутомление и отвращение к данной игре.
Это хороший способ, которым лечатся ранние стадии игромании.
А теперь первый случай или обычные интернетные или компьютерные игры. Родились они задолго до рождения сети, если вы найдете динозавра, помнящего первые компьютеры, он легко вам подтвердит, что первые игры родились тогда же (а игра в "танчики" вообще вызывала буйный восторг всех и вся).
По моим личным наблюдениям, подавляющее большинство даже настоящих компьютерных игроманов со временем бросают игру. Причем по схеме, очень похожей на описанную выше - какой бы сложной и совершенной не была игра (даже хит всех времен и народов - "Цивилизация" Сида Мейера) - она всего лишь игра, справиться с которой под силу любому человеческому мозгу (здоровому). Становится скучно, особенно если перед тем вы просидели за машиной несколько часов, а то и дней. Обычная физическая усталость плюс эмоциональная плюс и логический успех приводят к падению интереса, после чего игромания обычно исчезает сама собой. Да, она обычно имеет тенденцию через некоторое время вспыхнуть вновь, но уже не с той степенью интенсивности.
Так что "наиграться до упаду" хороший совет и здесь.
Однако это не все. Чем хороша компьютерная игра, почему столько людей впиваются бешеным взором в плохо нарисованную картинку на экране? Дело в нашем замечательном воображении и отличной работе мозга, который "дорисовывает" остальную часть. Монстров, ужасы, заставляет ваш организм подбираться в напряжении и отклоняться на стуле от выстрела с экрана, строить новую цивилизацию, где уж точно главным-то принципом жизни будет никак не война и не жажда наживы... Заметьте, что аркадные игры типа тетриса, шариков и т.п. обычно не вызывают никакой зависимости, а просто "заполняют перерыв", и это не случайно, поскольку сложно себе представить, чтобы мозг подсунул тут вам достаточно мощную картинку-заменитель. Иными словами, игра - это имитация творчества и - это главное - личного участия в нем. По силе воздействия эта имитация на сегодняшний день не сравнима ни с кино, ни с телевидением. Хорошие книги дают почти такой же эффект, как и хорошие игры, только вторые требуют меньше усилий.
Посадите человека на скучную противную работу и вы получите отличного игромана. В то же время, как увлечь игрой творческого человека за любимым делом - понаблюдайте это - почти невозможно.
И тут второй механизм и способ лечения. Смените образ жизни, работу, найдите хобби и т.п.
Третий совет, как избавиться от игромании, общий для любых зависимостей - сделайте из сказки работу. Например, попробуйте написать свою игру. Или сценарий к ней. Или ... ну, сами придумайте, что можно сделать. Только каждый день и обязательно. Скоро вы обнаружите, что в большинстве игр вы видите недостатки, возможности переделки, раскладываете движения по кадрам, в общем, проявляете профессиональный подход к делу, который исключает продолжение компьютерной зависимости от игры.
Совет четыре - найдите себе занятие, которое будет щекотать нервы. Роликовые коньки, прыжки с парашютом, треккинги по скалам, да что угодно. Главное, чтобы была нагрузка, адреналин и некоторая доля опасности. Настоящие ощущения очень быстро полностью вымывают ощущения от игры и становятся доминирующими. Ведь по сути игромания - это мечта о таких вот ощущениях, и если вы получаете полноценные эмоции в реале, игра больше не нужна (кстати, "пейнтбол" - отличный заменитель любых "ходилок-стрелялок").
Но это речь об играх с компьютером.
Совсем другая история начинается, если говорить об играх сетевых. Игра с реальным противником, с человеком и его логикой, оказывается намного более увлекательной и сложной, чем любая компьютерная, в силу чего сетевые игроки легко становятся игроманами. Игроман, как и любой другой зависимый, быстро теряет интерес к "реалу", часами сидит за игрой, живет ей и даже истощение не приводит к остановке.
Мир уже знает случай смерти от истощения за игрой, так что не надейтесь, что все пройдет само собой.
Можно ли остановить эту зависимость?
Сложно. Вы должны понимать, что в этой игре интереснее, чем в жизни. И это на самом деле так, поскольку игра наделила каждого возможностями, которых "в реале" нет, плюс интересные сюжеты, битвы зла после добра или землян против пришельцев, в общем, это интересно. Это на самом деле интересно, поэтому бороться с этой зависимостью очень тяжело.
Мои советы, возможно, будут парадоксальными.
Первый из них такой. Зависимость появилась тогда, когда у человека появилась смесь ощущения вины за несделанные задания или невыполненные обещания и радость от игры одновременно. Его вина имеет место, но она не должна начать давить. Поэтому по возможности снимите ее.
Социальная привязанность к миру вообще играет самую большую роль, об этом нельзя забывать. Поэтому если ваш игроман делится ощущениями и рассказами об игре - не запрещайте это делать и не кривите нос, это еще одна не оборванная ниточка в реальные ощущения.
Второй совет - смените одну игру на другую. Игра сама по себе не является опасной, опасны ее последствия при патологическом характере течения. Но представьте, что человек в игре не ходит бездумно по просторам города, играя в Иных, а учится при этом иностранным языкам, скажем? Причем отчаянно учится - так, как в реальной жизни никогда не будет. Это не такой уж плохой момент и если вам удается перевести бессмысленную игру в осмысленную - это уже половина действия.
Третий - наберитесь терпения. Дело в том, что в любой игре есть свои лидеры, властители, админы и модераторы. Они вызывают неприязнь или восхищение, но это большей частью обычные чувства, которые благополучно проходят, надо дождаться их окончания (и может пройти год-два-три). Человеку не нравится, что им пытаются командовать, перестает нравиться среда, клан, великий дом и т.п., он отрывается от сообщества, ему все надоедает. Большинство игр этим и заканчивается.
Кстати, вовсе не обязательно при этом человек рвет связи навсегда, примеров даже деловых контактов, родившихся в играх, очень много. И, кстати, это хороший показатель того "тупая" игра или нет. В хорошую игру можно и поиграть.
Если после окончания одной игры человек тут же ринулся играть в другую - это не очень хорошо, однако опять-таки не смертельно. Как только он обнаружит, что и эта игра "такая же", он разочаруется и уйдет.
Что делать, если он во всем разочаровался, но продолжает играть?
Учтите, что ему давно уже скучно, так что любое хорошее дело в реале (не скучное) заставит его бросить игру. Это главный и универсальный совет. Если у человека развито чувство долга, то разрыв с игрой может наступить значительно раньше, но в любом случае появление настоящего интереса обычно ставит точку в длинной череде виртуальных отношений.
Ну, и помните схему, описанную в части 1. Нужно прервать биохимическую цепочку в голове, приводящую к тупому желанию поиграть еще там, где не осталось ничего, кроме усталости. Три дня - две недели - три месяца - полгода. Как оторваться от игры - придумывайте сами (в основном, все в ваших руках, а не в руках знакомых или друзей). А дальше придумывайте как вытерпеть это время и чем интересным его занять. Любой вид творчества помогает всегда и неизменно, например, так же, как и обычная физическая монотонная работа. Создайте новую цепочку!
Два замечания под конец второй части.
1. Любой студент скажет вам, что время втягивания в начало нового семестра - недели ... две, правильно. Это не случайно.
2. Можно пробовать рывком изменить все и наложить обе задачи - прервать одну цепочку и создать другую, т.е. не только оторваться от игры, но и тут же заняться, скажем, творчеством или начать зарабатывать деньги (нормальным трудом). Но это сложная задача. Все же сначала прервите одно, а потом займитесь другим. (Удвоенное время, но что поделаешь).
Наконец, не вредно появиться у психолога или психиатра, поскольку на первых порах вас ждет депрессия, а современный арсенал психотропных средств настолько огромен, что ее можно попробовать и избежать. Только не играйте препаратами сами - биохимия мозга штука сложная, вы можете ненароком получить совсем не то, что хотелось.
исследования,
сеть,
мысли вслух,
я