Отрывок давнишней статьи эрзянской поэтессы Маризь Кемаль:
"В наше сознание крепко-накрепко внедрили мысль: до революции у эрзян ничего не было. Это была "темная", "тупая", "толстопятая", "поперечная мордва", которая как навозный жук, ковырялась в земле, болела трахомой, по-русски - ни бе, ни ме, ни кукареку, поэтому была абсолютно бескультурной, бесписьменной, невоспитанной нацией. И только благодаря Великой Октябрьской революции… далее мы все знаем, "проходили", какие шли хвалебные слова. В жизни, к счастью, не все так однозначно и одномерно. Не хочу разом охаивать все после революционное время. Там тоже были и свои достижения, и свои недостатки. Но неужели до революции у эрзян действительно ничего не было: ни счета, ни письменности, ни своих праздников, ни понятия о красоте? Неужели наши предки на самом деле на самом деле были дремучими, кондовыми дикарями без определенных правил, норм жизни? Тогда как же эта нация смогла прожить тысячелетия от древней Пармии до сегодняшних дней? Как она смогла выдержать столько напастей, выстоять против стольких захватчиков,(сарматы/готы/мадьяры/хазары/булгары/половцы/северо-восточные княжества Руси/татаро-монголы/Золотая Орда/Ногайская Орда/Казанское ханство/Московское царство/ - varma.) угнетателей и до сих пор жива? Где и как шло воспитание в эрзянах той великой силы духа, этнической несгибаемости, которая не позволяла не позволяла сдаться многовековому угнетению более крупных народов, помогала аштема кудо по-русски толкуют как "посиделки". Только это, по-моему, абсолютно неправильно. Да и сами русские "посиделки", думается, вышли из финно-угорского аштема кудо точно так же, как русские сформировались из смеси славянских и финно-угорских племен.
Первые понятия о жизни, окружающей среде, об отношениях между людьми маленькому эрзянину, естественно, давались в родительском доме. Там же обучали его грамоте. Скептик в этом месте, пожалуй, скривит губы: какой грамоте, кода у мордвы письменности не было! Действительно, в течение многих десятков лет нам внушали: эрзяне были бесписьменным народом. И при этом мало кто задумывался: почему же у бесписьменного народа в языке есть слова сёрма (письмо), сёрмадомс (писать, расписывать), конёв (бумага), ловномс (читать)? Ведь если у какого-то народа нет каких-то понятий, то и слов таких в его языке нет (революция, школа, гимназия). У нас получается нечто непонятное: нация "бесписьменная", а "письменные" слова имеет. Мало того. Взгляните в фольклор. В сказаниях о Тюште сообщается: древний предводитель эрзян инязор Тюштя сидит за дубовым столом, серебряный пень (подстава) под его ногами, он пишет эрзянские письмена, эрзянские знаки обозначает.
Рунный камень с Тереховского городища, Рязанская область(Городецкая культура/Культура рязано-окских могильников)
Подвеска с рунами. Кошибеевский могильник >3 в. н. э. Рязанская область (Культура рязано-окских могильников)
Аналогичные надписи на пряслицах. Культура рязано-окских могильников.
До недавнего времени, каждая фамилия, каждый род имел свой знак. Такие знаки наносились на хоз. утварь, ими определялась принадлежность определённых угодий определённому роду. Так же такие знаки наносились на кладбищах на кресты.
Аналогичные...
И этого мало. На эрямо-парях (большие кадушки для приданого невесты) в древности делали какие-то знаки. Наши современники думали, что это просто резьба для красоты. Наконец, некоторые исследователи догадались - это пиктография или идеография, проще говоря, знаковое письмо. Эти знаки не только украшали вещь, но и рассказывали о бытие, обычаях, верованиях, о трудовой деятельности и взаимоотношениях эрзян, о календарном цикле..."
О дорусской письменности эрзян и мокшан:
http://www.pravda.ru/districts/volga/18-10-2001/861498-0/ Полная версия статьи Маризь Кемаль тут:
http://www.husainov.com/content/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D1%8C-%D0%BA%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C Гибель эрзянского раннегосударственного образования, именуемого русскими "Пургасова волость" и его ремесленного, религиозного и возможно политического центра(Саровское городище) в XIII веке под ударами татаро-монгольского войска фактически обусловило остановку развития государственности, а также "законсервировало" письменность на уровне сельской "бытовухи".
1. Мордва: Ист.-этногр. очерки /В. И. Козлов (отв. ред.) и др. - Саранск: НИИЯЛИЭ РМ, 1981. - 336 с.
А таким счётом ещё в недавнем прошлом, в некоторых эрзянских сёлах пользовались. Например для обозначаний звеньев в срубе. Своим счётом пользовалась "тёмная мордва", ни каким-то там арабским. ))