Исторические примеры коллективных мыслительных процессов и почему их фиаско внушает оптимизм

Dec 27, 2010 16:36

Кроме того, надо учитывать специфику толпы, которая присутствует в большей или меньшей степени в любом собрании. Тут много моментов, которые отличают толпу от мыслящего коллектива, ближе к которому, например, конструкторское бюро в момент мозгового штурма. Это моменты как информационного плана (каждый участник должен тратить время на выслушивание ( Read more... )

прямая демократия, ИТ, демократия, народовластие, народоправство, ИКТ

Leave a comment

коллективное решение artjom_w December 28 2010, 13:06:59 UTC
На представительской крест поставил математик Дж Нейман в 1952 г., когда выступил с тезисом: «Входные данные направляются не в одну, единственную машину, а одновременно в целый ряд тождественных машин; правильным считается тот результат, который даётся большинством этих машин.» Чем больше вычислительных компонентов обрабатывают информацию, тем меньше вероятность ошибки: «...при достаточно большом количестве линий в каждом пучке вероятность несрабатывания большого числа компонент может быть сделана сколь угодно малой». Соответственно, исключение вычислительных компонентов из процесса обработки информации повышает вероятность ошибки.
В принципе, и без Неймана понятно, что т.н. «демократическая свобода выбора» не означает в результате ни многообразия управленческих решений, ни их конкуренции, а означает лишь сокращение вычислительных компонентов, причём отбор происходит не по критерию компетентности.
С прямой не так всё печально. Она не означает обязанности принимать решения. Не чувствуешь себя компетентным - отдыхай, не надо бросать монетку и не надо платить штраф за непосещение избирательного участка. Прямая демократия лишь делает количество вычислительных компонентов максимально возможным. А репутационная юстиция ограничивает количество некомпетентных участников (т.е. делает машины тождественными): влезешь в обсуждение той сферы, где ты некомпетентен - рискуешь своей репутацией, придётся оправдываться в обычном кругу общения.
«Когда число голосующих переваливает некую критическую величину…» Чтобы это происходило как можно реже, как раз и нужна индивидуальная адресация налогов (ИАН). Тогда вопрос об устройстве ливневой канализации у твоего подъезда будет решаться жильцами дома, т.е малым числом участников), и к нему не будут приплетены вопросы госбюджета, национальной политики и т.д.

Reply

Re: коллективное решение oetar December 28 2010, 18:00:01 UTC
= Она не означает обязанности принимать решения. Не чувствуешь себя компетентным - отдыхай, не надо бросать монетку и не надо платить штраф за непосещение избирательного участка.=

Проблема в том, что люди всё равно будут лезть и голосовать так, как на их взгляд будет выгодно для их собственного кошелька. Вот так, например:
http://v-novikov.livejournal.com/555364.html?style=mine

=А репутационная юстиция ограничивает количество некомпетентных участников=

Да-да, лучше прямо сразу отстреливать)

Не ясно какие проблемы вы пытаетесь решить. Вот эта в вашей системе решается?

Ещё для общего образования рекомендую вот эту статью:

Власть как товар и её рынки
http://oetar.livejournal.com/3646.html

Reply

Re: коллективное решение artjom_w December 29 2010, 11:55:37 UTC
=люди всё равно будут лезть и голосовать так, как на их взгляд будет выгодно для их собственного кошелька
Разумеется, поэтому система управления должна быть достаточно гибкой, чтобы иметь возможность вовремя корректировать неудачные ходы. Представительская демократия такой возможности не представляет: кандидат должен 4-6 лет отрабатывать своё избрание, выполняя прихоти спонсора.
По мотивам:
=. 1. Никто не будет продвигать интересы группы или сообщества, если это не выгодно ему лично.
Само собой

= 2. Только должностные лица будут думать об общественных делах, потому что только им платят за это. Для частного лица серьезный интерес к общественным проблемам будет ненормальным или даже недостойным.
Достаточно несерьёзного интереса, спонтанной реакции на внезапные раздражители. Это как царапины на коже заживают без участия мозга.

= 3. На поведение чиновников мало сдержек, так как создание этих сдержек является делом только других чиновников.
Неактуально в рамках ИАН.

= 4. Совместные действия будет сложно организовать и поддерживать. Побуждения, которые нужны для создания оганизаций, в некоторой степени неэгоистичны и нематериальны. Кроме того, условием организации является некоторая степени доверия членов друг к другу и лояльность к организации.
Если это такие действия, для организации которых надо регулярно терять время на партсобраниях, то и слава Богу. А для остальных случаев много положительных примеров. Один из них: «на призыв откликнулись в мае 2008 года 50 000 человек в Эстонии» (http://myestonia.ru/news/2008-12-31-222; http://uudised.err.ee/index.php?06196732)

= 5. Руководители организаций не будут вкладываться больше, чем нужно для сохранения их постов или (если это возможно) продвижения. Сходным образом, профессионалы и образованные люди не будут ощущать призвания или миссии. В реальности официальные должности и специальная подготовка будут рассматриваться как оружие против других.
Не хочешь вкладываться - не вопрос. Только чтобы ты получал хоть какой-то доход и мог хоть как-то обеспечивать свою деятельность (оплачивать аренду кабинета, телефон и т.д.) твоей деятельностью должны быть довольны его спонсоры - налогоплательщики, которые распределяют свои налоговые отчисления так, «как на их взгляд будет выгодно для их собственного кошелька»

= 6. Закон будет нарушаться, когда нет риска наказания. Люди не будут вступать в соглашения, которые зависят от работы правоохранительной системы, если только не будет вероятным, что закон будет применен, а издержки этого не слишком велики.
Само собой. Можно, конечно, делать гадости, за которые, например, даже не предусмотрено наказания. Только референдумное законодательство - вещь в этом смысле неудобная. Может внезапно возникнуть правовая норма, предусматривающая ответственность задним числом.

= 7. Чиновник будет брать взятки, когда это возможно. Вне зависимости от того, берет или не берет, все будут считать, что он берет.
Поэтому всё делопроизводство - только онлайн, веб-камеры в кабинете и другие условия труда, необходимость в котором останется в условиях ИАН и референдумного законодательства.

=8. Слабый будет предпочитать режим, который будет поддерживать порядок при помощи сильной руки.
Пусть находит эту сильную руку и спонсирует её. Но, возможно, ему придётся для этого переселиться в какой-нибудь чеболь.

= 9. Заявление любого, что он мотивирован общественной, а не его личной выгодой, воспринимается как обман.
Пусть, что хочет, заявляет - деньги и полномочия он получит только под конкретный проект.

= 10. Нет связи между абстрактными политическими принципами и конкретным поведением в обычной жизни.
Наверное, я всё-таки прав, когда свожу политику к хозяйственной деятельности.

= 11. Нет лидеров и нет последователей. Никто не будет продвигать дело и убеждать людей (если это не в частном интересе), и если бы кто-то предложил лидерство, люди отвергнут его из недоверия.
Если Линус Торвальдс, Джимми Уэйлс и т.п. - не лидеры, то да.

Reply

Re: коллективное решение artjom_w December 29 2010, 11:56:49 UTC
= 12. Избирательный бюллетень будет использован для материального краткосрочного выигрыша.
Т.е. вообще-то это святыня? Не вижу этому дивайсу практического применения.

= 13. Улучшения в обществе будут цениться человеком только тогда, когда выигрывает он и его близкие. Он будет голосовать против улучшений, которые не приносят пользу ему лично, так как он оценивает свою жизнь в сравнении с соседями.
Если соседи проплатили себе ливневую канализацию, а ты - нет, то стой у себя во дворе в луже и голосуй, сколько влезет.

= 14. Избиратель не обращает внимания на обещания партий. Он будет голосовать за тех, кто уже предоставил некоторую выгоду, а не тех, кто только обещает.
Такому институту, как партия, тоже не вижу практического применения. Это что, агентство по трудоустройству, профсоюз чиновников? Садиться за стол переговоров и качать права предполагается с каждым налогоплательщиком?
= 15. Предполагается, что любая властная группа эгоистична и коррумпирована.
Разумеется. Поэтому ИАН, референдумное законодательство, репутационная юстиция. Власть утратит концентрацию. Одно дело - приобрести генератор и запитать от него свой коттедж. Отняли у тебя генератор - можешь собрать друзей и забрать генератор обратно. А тут - как будто не стало генератора вообще. Осталось только солнце, ветер… Тоже можно задействовать в личных целях, конечно, но уже гораздо сложнее

= 16. Несмотря на готовность продавать голоса, политические организации не развиты. Причины таковы: (а) голосование тайное и избирателю нельзя доверять; (б) не будет достаточных материальных выгод, чтобы политорганизации окупались; (в) по приведенным ранее причинам сложно осздать любую организацию.
(а) Референдумное законодательство может работать только при открытом именном голосовании.
(б) Сейчас эти выгоды обусловлены только тем, законодательство является инструментом монетизации депутатского статуса, а госслужба - статуса госслужащего.
(в) Если создать организацию сложно, значит, она на хрен не нужна.

= 17. Партийные работники будут предлагать свои услуги тем, кто больше заплатит. Их склонность менять члентсов объясняет неожиданные скачки в результатах партий на выборах.
Партстроительство - инструмент сублимации гражданской активности. Как только обломается парламентская и прочая халява, этот институт исчезнет.
= Люди - рабы государства
Ещё они - рабы социума, привычек и т.д. Я не утверждаю, что знаю, как сделать так, чтоб всем было хорошо. И говорю я не столько о государстве, сколько вообще об организации коллективного взаимодействия на известных и простых, в общем-то принципах: не доверяй никому то, что можешь сделать сам; если платишь кому-то за работу, то плати без посредников - так дешевле, и контролируй сам - так надёжнее (и никакой коррупции). Просто без использования современных ИКТ взаимодействие на основе этих принципов в больших группах или на больших расстояниях оказывается практически невозможным. В то же время их использование в сфере самоуправления позволяет обходиться без ряда социальных институтов, накопивших негативную инерцию (представительство, выборы, партии, вертикаль власти…). А перечисленный Вами негатив как раз и обусловлен наличием этих институтов.

Насчёт административных рынков. ИАН и референдумное законодательство делают невозможным существование просто должностей, иерархий и вертикалей. Вместо этого - единичные контракты, например: населения - с участковым оперуполномоченным (УО); УО - с криминалистами, ОМОНом и т.д.; УО, криминалистов, ОМОНа и др. - с МВД, которое поставляет оперативные управленческие и координационные решения в нестандартных случаях (для которых нет готовых правил). Можно не менять названий, достаточно изменить направление и порядок финансирования - и административный рынок превращается в рынок услуг.

Reply

Re: коллективное решение artjom_w December 29 2010, 11:57:03 UTC
= 1) Уже в ближайшие десятилетия мы будем свидетелями краха современных перераспределяющих демократий (социальных государств), схожего с крахом СССР.
Хочется рассчитывать на их вытеснение новыми формами коллективных взаимодействий.
2) Чтобы власть была устойчивой она должна быть одноуровневой.
…и минимальной у одного человека.
3) Даже одноуровневая власть не должна вступать в "торговые" отношения с различными социальными группами, т.е. не должно быть никакой демократии.
Может быть, я не понял смысл… Управленческие услуги - это товар, у которого есть покупатели. Если нет силового принуждения, а есть только горизонтальное контрактное взаимодействие, то как поставщик услуг может не вступать в «"торговые" отношения» с потребителями услуг, которые платят ему зарплату и финансируют его деятельность?

Reply

Re: коллективное решение oetar December 29 2010, 18:35:49 UTC
=Разумеется, поэтому система управления должна быть достаточно гибкой, чтобы иметь возможность вовремя корректировать неудачные ходы. =

Интересно, КОМУ должна? Я думаю, когда вы перестанете употреблять безличные выражения, вы поймёте какую хрень писали до этого. Мне, например, стыдно за некоторые свои записи 10-летней давности, хорошо что я их тогда нигде не публиковал))

Вы определитесь кому вообще нужна "система управления"? Тем кто управляет? Или тем, кем управляют? Или таки "обществу" как безличной хрени, существующей только у вас в голове? В реальности есть индивиды, а "общество" - это абстрактия в голове, построенная над ними.

== Люди - рабы государства
Ещё они - рабы социума, привычек и т.д. =

Самому вам не тошно? Как можно быть рабом сущности, не явлющейся субъектом? Безсубъектного рабства не бывает.

=Я не утверждаю, что знаю, как сделать так, чтоб всем было хорошо. И говорю я не столько о государстве, сколько вообще об организации коллективного взаимодействия на известных и простых, в общем-то принципах: не доверяй никому то, что можешь сделать сам; если платишь кому-то за работу, то плати без посредников - так дешевле, и контролируй сам - так надёжнее (и никакой коррупции). =

Так это вы рынок изобретаете. Бростьте это занятие, рынок уже давно изобрели.

=2) Чтобы власть была устойчивой она должна быть одноуровневой.
…и минимальной у одного человека.=

Какое-то непонятное мне замечание. Если уж один человек готов целиком и полностью подчиниться другому человек - то и хрен с ним, пусть будет. Там проблема совсем в другом.

=Может быть, я не понял смысл… Управленческие услуги - это товар, у которого есть покупатели. =

Если на некие услуги есть платёжеспособный спрос - то рынок их предложит. Ну так и покупайте эти услуги на рынке, зачем вам сбиваться в стаю и голосовать? Под торгом я имел в виду не торг между покупателем и продавцом на свободном рынке, а административный торг в рамках ситуации начальник-подчинённый (т.е. где ранги-статусы разные).

Reply

Re: коллективное решение artjom_w December 30 2010, 10:39:44 UTC
= КОМУ должна? =
Субъекту и объекту управления. Наверное, я понимаю «управление» в более широком смысле, а не только как монопольную функцию государства, исполнение которой сводится к ситуации, когда силовые структуры существуют на средства госбюджета и добывают из налогоплательщиков деньги для того же госбюджета. Ещё я не считаю централизованное цикличное бюджетирование единственно возможным на каком бы то ни было уровне.
= Самому вам не тошно? Как можно быть рабом сущности, не явлющейся субъектом? =
Кого-то от пенки на молоке тошнит. Его проблемы - почему и меня должно?
Я разделяю Ваш антигосударственный пафос, но не склонен демонизировать государство. Если люди чем-то пользуются, значит, они не видят этому более полезной альтернативы.
«Раб привычки» - это образное выражение. Насчёт субъектности социума с Вами многие поспорят (например, Аузан). Не хотите же Вы сказать, что все социальные институты являются на самом деле государственными?
= Бростьте это занятие, рынок уже давно изобрели. =
Колесо тоже изобрели давно. С тех пор оно поменялось не только конструктивно (с уменьшением потерь на трение, повышением амортизирующих свойств и т.д.), но и функционально - перестало быть только опорным элементом, стало ещё и приводным (раньше приводным элементом были только ноги людей и копыта животных).
Так же и с рынком. Вполне возможно, что мы не до конца понимаем и используем его потенциал.
= Если уж один человек готов целиком и полностью подчиниться другому человек - то и хрен с ним, пусть будет. Там проблема совсем в другом. =
Я что ли запрещаю S&M? Но извращения должны быть делом сугубо личным и добровольным. В сфере управления подчинение малоэффективно. Как доказали институциональные экономисты, «там, где выстраивается вертикаль, возникают запретительно-высокие издержки управления.» Но, в связи со спецификой власти, в принципе несовместимой с договорным процессом, я предпочёл бы говорить не о власти, а о контрактных полномочиях. Тогда становится вполне понятным, что у поставщика услуг должны быть только те полномочия, которые ему безусловно необходимы для выполнения контракта.
= административный торг в рамках ситуации начальник-подчинённый (т.е. где ранги-статусы разные) =
А зачем вообще создавать такую ситуацию, где такой торг возможен, и где эту возможность надо пресекать, т.е. заведомо обрекать себя на издержки по пресечению?

Reply

Re: сбиваться в стаю artjom_w December 30 2010, 11:22:48 UTC
= покупайте эти услуги на рынке, зачем вам сбиваться в стаю и голосовать? =
Это называется потребительская кооперация, в рамках которой иногда достаточно голосовать рублём (www.biglion.ru), но иногда целесообразнее совершенствовать используемую систему, чем метаться в поисках оптимальной. Я, например, не поленился написать в Биглион, что видеоролик на их сайте содержит вроде как в качестве пояснений определённую информацию контрактного характера, которая нигде не зафиксирована в письменном виде, и что это отдаёт махинацией. Ответили, что заменят ролик. Пока, правда, не заменили, но, вообще-то, в интересах любого поставщика использовать обратную связь с клиентом и вообще краудсорсинг для совершенствования своего предложения - это, как правило, дешевле, чем бенчмаркинг.
Всё вопрос уровня издержек. И, заметьте, речь шла о, в общем-то, незначительных издержках потребителя - пара часов в Интернете, чтобы посмотреть, какие есть ещё сайты коллективных покупок, какие о них отзывы и т.д. Поменять юрисдикцию, пожалуй, не проще. Я не против разнообразия и конкуренции контрактных юрисдикций - пусть будут и монархические. Я предпочту такую, где будет ИАН, референдумное законодательство и репутационная юстиция. И я предпочёл бы, чтобы территориальная юрисдикция по умолчанию была именно такая, пусть даже она называлась бы «государство».

Reply


Leave a comment

Up