Социальные сети перерастут в новое государственное устройство

Dec 09, 2009 17:29

Если признаком web 2.0 была монетизация соцсетей в досуговом разрезе, то признаком web 3.0 будет, скорее всего, функционирование соцсетей в качестве коммерческой и социальной инфраструктуры. Вряд ли, конечно, web3.0-инфраструктуры полностью заменят офисную инфраструктуру (ОИ). Но существующую государственную инфраструктуру (ГИ) они заменят в очень значительной степени.

Недостаток ОИ и ГИ не столько в том, что их содержание очень затратно, сколько в том, что их ограниченные коммуникативные возможности резко ограничивают количество участников и практически полностью исключают возможность кратковременного и безвозмездного участия. Если взглянуть на успешные примеры коммерческого краудсорсинга, то они неразрывно связаны с нитернетом, а в госсекторе таких примеров нет (если только не считать краудсорсингом налогообложение и службу по призыву).

Почему так критично количество участников? Математик Дж Нейман ещё в 1952 г. выступил с тезисом: «Входные данные направляются не в одну, единственную машину, а одновременно в целый ряд тождественных машин; правильным считается тот результат, который даётся большинством этих машин.» Чем больше вычислительных компонентов обрабатывают информацию, тем меньше вероятность ошибки: «…при достаточно большом количестве линий в каждом пучке вероятность несрабатывания большого числа компонент может быть сделана сколь угодно малой». Соответственно, исключение вычислительных компонентов из процесса обработки информации (так называемые демократические выборы) повышает вероятность ошибки. Следовательно, нужна децентрализация власти, самоуправление.

Поскольку человек - не виртуальное устройство, его участие в коллективном мыслительном процессе должно иметь материальные инструменты. Один их таких инструментов - это адресное отчисление налогов.

Для начала методом индивидуальной адресации могут распределяться подоходный налог и налог на прибыль предприятий (кстати, это самый честный лоббизм), а также вменённый и другие "персональные" налоги. Налогоплательщик может финансировать как группу общественных потребностей, так и конкретный проект. Например, военные расходы в целом (т.е. чиновники МО будут распоряжаться деньгами с этого счёта) или же производство вертолёта «Чёрная акула». Или, например, налогоплательщик может перечислить деньги в фонд проекта «Материнский капитал», откуда они поступят, в том числе, в семьи алкашей, в семьи переселенцев, не владеющими и не собирающимися овладевать русским языком, или же в адрес конкретной семьи.

Или же налогоплательщик может решить, что важнее благоустройство своей улицы и перевести деньги в соответствующий фонд. Если налогоплательщик не определяет конкретные адреса, деньги поступают в Казначейство.

Уже сейчас технически реализуема система налогообложения, при которой налогоплательщик поручает банку или налоговой инспекции перечислять сумму налогов по списку получателей в определённой налогоплательщиком пропорции. Такую разбивку налогоплательщик должен представить, предположим, за полгода до начала бюджетного года. Но при этом он имеет право в любой момент внести коррективы. Ряд моментов должны регулироваться законодательно:
1) минимальное и максимальное количество адресов для налогов;
2) максимальные и минимальные доли налогов, допущенные для одной адресации;
3) размер бюджета оперативных расходов правительства и/или отдельных госструктур (соответственно все остальные госдоходы распределяются пропорционально адресным отчислениям);
4) влияние адресных налоговых отчислений на распределение других государственных доходов (можно, например, установить, что 77% доходов от использования недр распределяется пропорционально адресным налоговым отчислениям, а 23% остаются в оперативном распоряжении правительства);
5) степень детализации отдельных статей;
6) критерии, по которому проекты относятся в группу получателей налоговых платежей или группу получателей добровольных взносов;
7) ограничения на внесение корректив.
Обязательным условием функционирования такой системы является максимальная открытость проектов, претендующих на общественное финансирование. Должны публиковаться имена и контактные реквизиты разработчиков проекта, мнения их оппонентов и апологетов, сметы, предложения подрядчиков по реализации, данные о поступивших в адрес проекта денежных средствах и их источниках (от какого ФЛ или ЮЛ), отчёт о расходовании средств. Лица, поддержавшие проект, должны иметь возможность проверить достоверность публикуемой информации.
Подоходные, вменённые и налоги с прибыли - сейчас далеко не основная часть госдохода (сейчас все стремятся по мере возможности укрыться от этих налогов). Начать можно с них, и собираемость этих налогов вырастет. Заодно станет очевидно, что система работает. Тогда можно будет и все остальные госдоходы (за исключением по возможности небольшой части на оперативные расходы правительства) распределять пропорционально адресным отчислениям.
Чтобы использовать интеллектуальный и творческий потенциал всех граждан также и в области законодательства, необходимо вести на специальном портале (с обязательной персонификацией участников) форумы законодательных инициатив. Любой гражданин вправе поставить на голосование на референдуме своё законодательное предложение, точнее говоря, объявить сбор средств на проведение референдума по данному вопросу. Если осуществление предлагаемого законопроекта требует финансирования, параллельно объявляется сбор средств на последующую реализацию законопроекта (т.е. такой закон вступит в силу, когда будет одобрен на референдуме и получит достаточное финансирование).
Ряд моментов тут также должны регулироваться законодательно. К их числу относятся:
1) минимальное и максимальное количество вопросов, выносимых на один референдум (от этого зависит сумма, которую необходимо собрать, чтобы законодательное предложение попало на референдум);
2) периодичность вынесения на референдум одного и того же по сути вопроса;
3) регламентация деятельности профессионального законодательного органа, который оценивает возможность и риски применения законодательной инициативы (до референдума), обеспечивает бесконфликтное (по отношению к существующему законодательству) применение новых правовых норм.

Плюсы такой системы:
1) Не нужно революций. Предлагаемые меры (предоставление права на адресацию налогов, права на выдвижение социально значимых проектов на соискание финансирования, права законодательной инициативы) могут реализовываться поэтапно.
2) Формируются механизмы обеспечения динамического равновесия в обществе даже при частичной (но сбалансированной) реализации предлагаемых мер. Законодательный процесс уравновешивает «произвол» адресного финансирования и наоборот.
3) Экономия. Взаимодействие минимального количества агентов системы (отдельных граждан, их объединений) становится достаточно для выявления и решения каждой проблемы. При этом общественные связи и «вычислительные ресурсы» используются с максимальной эффективностью, т.к. задачи решаются на том уровне, где они возникают (например, задачи муниципального уровня перестают требовать принятия решения на региональном и тем более на федеральном уровне, как это происходит сейчас из-за централизованного администрирования и финансирования).
4) Стабильность, присущая распределённым системам. Функции мониторинга, диагностики нарушений, формулирования и решения задач распределяются по всей системе. Появляется возможность реализации множества решений однотипных задач и, соответственно, возможность конкуренции решений и распространения лучшего варианта, т.е. обеспечивается устойчивое развитие системы.
5) Формирование гражданского общества. Такая система обеспечит доверие граждан к государству, резко повысит собираемость налогов, смягчит конфликт личных, групповых и общественных интересов, станет источником гражданской активности, снизит риск влияния ошибки одного человека на судьбу всего общества и таким образом обеспечит его стабильное развитие. Неполная готовность общества в целом к такой системе в данный момент бесспорна, но способности формируются только в процессе соответствующей деятельности.
6) Безопасность. Терроризм теряет свою социальную обусловленность - подчинение меньшинства большинству при представительской демократии. Кроме того, распределённая система управления сама по себе намного устойчивее к агрессивным внешним воздействиям (концепция Интернета выросла из концепции управления в условиях боевых действий). Устойчивость системы также возрастает за счёт оперативности ликвидации нарушений, а также за счёт максимальной самодостаточности компонентов системы управления (нарушения в отдельном компоненте меньше влияют на другие компоненты).
7) Международная конкурентоспособность. Исторический опыт доказывает, что преимущество имеет социальная система управления, которая строится на ситуативной элите, тогда как система управления на основе номенклатурной элиты неизбежно вырождается и деградирует даже без внешних воздействий. «Распределённая» демократия сам процесс управления превращает в «элитогенную» ситуацию. Каждый человек имеет возможность предложить обществу свои способности (интеллектуальные, творческие) или услуги (управленческие, организационные и т.д.) в тот момент, когда он к этому лучше всего готов, и на приемлемых для себя условиях (без необходимости пресмыкаться перед нужными людьми, идти на компромиссы и т.д.). Т.о. реализуется максимум интеллектуального и творческого потенциала социума.

Минусы:
1) Предлагаемые меры противоречат интересам современной элиты.
2) Предлагаемые меры не являются панацеей и требуют высокой гражданской активности.
3) Введение адресации налогов без работоспособной системы развития альтернативных проектов решения социальных проблем может привести к тому, что безальтернативные государственные механизмы будут парализованы.
4) Люди будут практически постоянно стоять перед моральным выбором (перечислить деньги на благоустройство собственной улицы или перечислить их в УИН на пожизненное содержание убийц-рецидивистов). Но вообще я считаю, что чем больше в обществе решений принимается на уровне морального выбора, тем лучше. Мораль - это коллективная интуиция, и без применения она притупляется, как и интуиция в бытовом понимании. Но это возможно только в том случае, если человек не раз в 4 года должен выбрать депутата, а если он постоянно должен (хотя бы может) формулировать общественные проблемы и пути их решения, а также оценивать их приоритеты.

Деятельность чиновников финансируется так же, как и любая другая общественная потребность. Каждый налогоплательщик распоряжается своими деньгами, что демократично, и сам следит за их расходованием, что эффективно.

По существу, средствами ИКТ создаются инфраструктуры, дублирующие существующие «ветви власти», точнее, их функции. Индивидуальная адресация налогов и подписка на финансирование реализации законопроекта, вынесенного на референдум, дублируют существующее бюджетирование. Форум законодательных инициатив в комплексе с динамичным механизмом проведения референдумов дублирует законодательство. Репутационная юстиция дублирует судопроизводство.

Поскольку сущности этих функций различаются, для каждой функции создаётся специализированная база данных (БД). БД «События» отвечает за репутационную юстицию, БД «Потребности» - за бюджетирование, БД «Законы» - за нормативную базу. При этом организуется автоматическое взаимодейтсвие между БД. Если, например, репутационный рейтинг того или иного лица опускается ниже некоторого порогового уровня, в БД «Потребности» блокируется возможность финансирования деятельности в общественных интересах, которую ведёт это лицо. Если осуществление предлагаемого законопроекта требует финансирования, в БД «Потребности» организуется проработка его реализации и сбор средств (точнее, обязательств по финансированию) на реализацию (т.е. такой закон вступит в силу, когда будет одобрен на референдуме и получит достаточное финансирование).

Или такой пример:
1) в БД «События» накопилась информация о нарушениях при проведении следственных и т.п. мероприятий,
2) интернет-сообщество предлагает для решения этой проблемы оборудовать помещения ОВД видеокамерами с обязательной он-лайн трансляцией и/или видеофиксацией происходящего в этих помещениях и принять закон, что только следственные действия, совершённые в таких оборудованных помещениях, могут ложиться в основу обвинения;
3) в БД «Законы» разрабатывается законопроект с опорой на фактологический материал, накопленный в БД «События» (механизм разработки может быть похож на механизм Википедии);
4) в БД «Потребности» объявляется сбор средств на проведение референдума по утверждению этого законопроекта и объявляется конкурс и сбор средств на техническую реализацию проекта;
5) по завершении сбора средств на проведение референдума на голосование выносится та версия, которая готова на данный момент, а, если кого-то эта версия не устраивает, он объявляет сбор средств на проведение следующего референдума;
6) по завершении сбора средств на техническую реализацию обязательства по финансированию монетизируются, а подрядчик, лидирующий по системе рейтингов, считается принявшим на себя обязательства по технической реализации;
7) выполнение нового закона и ход технической реализации проекта становятся предметом функционирования БД «События».

Функции БД «События»
1. Хранение информации
2. Статистические функции с помощью конструктора отчётов и готовых отчётов (все данные доступны всем пользователям без ограничений)
3. Интерактивное структурирование данных при их вводе с помощью стартового и специализированного интерфейса по следующему алгоритму:
3.1. стартовый интерфейс по мере ввода данных с помощью Справочника для территориальной локализации и Справочника для ситуативной локализации составляет список сайтов для дальнейшей работы, представляет пользователю их описание
3.2. пользователь выбирает для дальнейшей работы один или несколько сайтов
3.3. стартовый интерфейс хранит вводимые пользователем данные и позволяет использовать их (не требуется повторный ввод данных вручную) даже при отказе пользователя от работы в выбранном изначально специнтерфейсе и переходе к работе в другом специнтерфейсе или при работе в нескольких специнтерфейсах (например, чтобы обратиться к нескольким адвокатам одновременно)
3.4. пользователь вводит специфические данные в специнтерфейсы
3.5. ?
4. Фиксация и отображение статуса электронных документов (статус документа по умолчанию - «электронный» (возможны уточнения - «анонимный электронный», «именной электронный», «электронный с ЭЦП»), по мере поступления бумажных документов присваивается статус «подписанный», «заверенный у нотариуса», «Принятый судом к рассмотрению» и т.д.)
5. Управление электронным документооборотом:
5.1. формирование документов соответственно ситуации и территории
5.2. формирование и рассылка уведомлений в случае необходимости отсроченных действий
5.3. ?
6. Постоянный поиск (с интенсивностью, зависящей от загрузки БД вышеуказанными операциями) в сети электронных документов, содержащих ключевые слова (выбранные элементы Справочника_Действий) и помещение ссылок на найденные документы в Список_Задач
7. Ведение Журнала_Выполнения_Задач по следующему алгоритму:
7.1. активист обращается по ссылке из Списка_Задач к выбранному электронному документу
7.2. эта ссылка в Списке_Задач снабжается пометкой типа «уже выбрана для отработки»
7.3. активист рассматривает выбранный электронный документ и предпринимает действия:
7.3.1. если имеется возможность связаться с автором документа, извещает его по электронной почте, по аське и т.д. о целесообразности размещения этих данных в БД «События»
7.3.2. если электронный документ является сообщением в форуме и т.п., оставляет на этой площадке извещение о целесообразности размещения этих данных в БД «События»
7.3.3. ?
7.4. БД фиксирует действия активиста в Журнале_Выполнения_Задач и экспортирует сведения в БД «Потребности» для организации финансирования деятельности активиста
7.5. ?
8. ?

Основная сущность БД «События» - текстовое описание события. Поскольку события, как правило, разнородные, и планируется их перекрёстная обработка , то хотелось бы структурировать такие описания минимально, т.е. практически не структурировать данные физически (т.е. делением на многочисленные поля), т.к. такую структуру, как правило. сложно переделывать. Возможность структурировать описание логически есть на этапе работы пользователя с интерактивной формой стартового и специнтерфейса
1. Документ Описание_События
2. Реестр Описаний_Событий
3. Справочник для территориальной локализации
4. Справочник для ситуативной локализации (УК и КоАП как основа)
5. Справочник_Физлиц (ФЛ) со следующими реквизитами элемента:
5.1. ФИО
5.2. дата рождения
5.3. место рождения
5.4. образование
5.5. научная степень
5.6. звание
5.7. список занимаемых должностей + динамический отчёт БД
5.8. список деяний + динамический отчёт БД
5.9. фотография
5.10. паспортные данные
5.11. юридический адрес (прописка)
5.12. фактический адрес
5.13. почтовый адрес
5.14. домашний телефон(ы)
5.15. мобильный телефон(ы)
5.16. ?
6. Справочник_Юрлиц (ЮЛ) со следующими реквизитами элемента:
6.1. актуальное наименование
6.2. список предыдущих наименований
6.3. юридический адрес
6.4. фактический адрес
6.5. почтовый адрес
6.6. телефон(ы)
6.7. факс(ы)
6.8. отраслевая специализация
6.9. список подразделений
6.10. ?
7. Справочник_Контактных_Лиц (т.е. как сотрудников определённых ЮЛ) со следующими реквизитами элемента:
7.1. должность
7.2. наименование подразделения
7.3. служебный телефон
7.4. вид деятельности (контроль, закупка и т.д.)
7.5. сфера деятельности (техническое состояние сооружений, продукты питания и т.д.)
7.6. ?
8. Справочник_Видов_Деятельности
9. Справочник_Сфер_Деятельности
10. Справочник_Действий (квалификация действий согласно законодательству)
11. Реестр_Связей ФЛ, ЮЛ с действиями (м.б. подчинённый справочник элементов справочников ФЛ и ЮЛ)
12. Жалоба
13. Реестр_Жалоб
14. Описание_Реакции на жалобу
15. Реестр описаний реакции на жалобу
16. Оценка события (содержит неправовую, т.е. эмоциональную и т.п. оценку)
17. Реестр оценок события
18. Комментарий оценки (т.е. возможность обсуждения оценки в виде форума)
19. Список_Задач (реестр ссылок на электронные документы, найденные в сети по ключевым словам и нуждающиеся в ручной обработке для размещения в БД)
20. Журнал_Выполнения_Задач

Сущности БД «Потребности» -
1. Справочник для территориальной локализации
2. Справочник для отраслевой локализации
3. Справочник форм оплаты:
3.1. Предоплата (полная или частичная); обязательства подрядчика по выполнению работ наступают в момент накопления достаточного количества обязательств по финансированию;
3.2. Безусловно бесплатное выполнение работ;
3.3. Условно бесплатное выполнение работ; оплата работ возможна в ходе работ или по их завершению;
4. Описание потребности
5. Описание решения проблемы (проект)
6. Реестр описаний (проектов)
7. Подписной лист заказчика
8. Реестр заказчиков по каждому проекту
9. Уведомление подрядчику о движении в реестре заказчиков
10. Реестр Уведомлений подрядчику о движении в реестре заказчиков
11. Подписной лист подрядчика
12. Реестр подрядчиков по каждому проекту
13. Уведомление заказчику о движении в реестре подрядчиков
14. Реестр Уведомлений заказчику о движении в реестре подрядчиков
15. Договор выполнения работ
16. Журнал_Выполнения_Работ

БД должна генерировать уведомления и шлюзовать нарушения Договора (несоответствие фактов в Журнале соответствующим положениям Договора) в БД «События».

Сущности БД «Законы» -
1. Содержание существующего нормативного акта
2. Реестр связей данного нормативного акта с другими нормативными актами
3. Комментарий существующего нормативного акта
4. Реестр комментариев существующего нормативного акта
5. Содержание альтернативного нормативного акта
6. Реестр связей данного альтернативного нормативного акта с другими нормативными актами (существующими)
7. Комментарий альтернативного нормативного акта
8. Реестр комментариев альтернативного нормативного акта
Можно организовать в виде форума, можно - в виде вики-энциклопедии с соответствующими доработками.

Следует ожидать, что будет какой-то общественный портал для доступа к этим БД и будет множество коммерческих, предлагающих различные интерфейсы, услуги по обучению и т.д.

социум, государство, налоги, социальное устройство, Социальные сети

Previous post Next post
Up