Чем кончил офицер «Титаника»?

Feb 11, 2024 12:26


В прошлом - уже четыре (!) кораблекрушения, пожар в открытом море, жизнь на необитаемом острове, Клондайк и, наконец, «Титаник»… Родившийся в рубашке Чарльз Герберт Лайтоллер оказался одним из тридцати счастливчиков, которые попали в ледяную воду, но спаслись. Дальше помощник капитана отличился в Первой мировой, дошел до командира эсминца, потопил немецкую подлодку…

Впрочем, всю эту предысторию мы описали здесь и здесь.

А как сложилась судьба морского волка, когда подписали мирный договор? Герой… оказался не нужен ни в военном, ни в гражданском флоте.

У англичан хватало кадровых военных, и Чарльз был демобилизован в чине commander’а - по-нашему, капитан второго ранга - и возвратился в пароходную компанию White Star Line. С такими достижениями Лайтоллер, разумеется, не мог больше работать никаким помощником - он должен был стать капитаном лайнера.

Однако все прекрасно знали, где «засветился» наш герой семью годами раньше. «Кто это наш корабль ведет? Тот самый, офицер с «Титаника»? Нет, в следующий раз не будем брать сюда билет, как бы чего не вышло».
Чарльзу пришлось уволиться. На сушу. Капитану было уже 46 (1920 год).

Лайтоллер попробовал заняться меховым бизнесом, но прогорел. Следующей работой стало место корреспондента в Christian Science Monitor. В конце концов чета Лайтоллеров начала сдавать свой большой дом постояльцем. Так капитан вдруг стал хозяином отеля.

Старый моряк так преуспел в этом неромантическом занятии, что в 1929 году смог купить яхту. Благодаря жене-австралийке она получила имя «Сандаунер»: так называют в Австралии бродяг-безработных...



Тем временем пришла Великая депрессия, однако в Англии она была не так катастрофична, как в Америке. Лайтоллер богател и богател…

В 1932 году он купил ферму и занялся разведением кур. Казалось бы, где корабли, а где куры? Но есть люди, обреченным на успех, какому бы делу ни пришлось посвятить себя. Скоро шестидесятилетний капитан стал одним из главных куроводов Англии, крупным хозяйственником и новатором...

Тем временем фашизм сгущался над Европой, и куровод внезапно… превратился в «Штирлица». Пожилая чета англичан на яхте «Сандаунер» изучала немецкие объекты на побережье Северного моря. Однажды Чарльза сцапали, но он смог извернуться, прикинувшись пьяным. В конце концов в руки английской разведки попала ценная информация.

А потом началась война! Уже на третий день один из сыновей Лайтоллера - пилот бомбардировщика - разбился над Германией. Судьба, так долго баловавшая отца, отыгралась на сыне… впрочем, летчик успел сообщить отцу кое-что интересное.

Знания пригодились год спустя, в 1940-м, когда союзники терпели поражение во Франции. Сотни тысяч солдат, окруженных немцами у моря, морем и были спасены - в основном, благодаря «маленьким кораблям Дюнкерка», то есть частным британским суденышкам.

Лайтоллер на своей яхточке вывез 127 бойцов: они набились там, как сельди в бочке. Когда пытались пересечь Ла Манш, в небе нарисовался самолет... Казалось, шансов уйти от немца - нет, однако 66-летний капитан вспомнил, что сын рассказывал о современной авиации и как корабль может уклоняться от атаки с воздуха. После чудесного спасения, уже в порту, все удивлялись, как из такого крошечного суденышка могут вылезти такие толпы.

Яхта «Сандаунер» сохранилась и до сих пор стоит на приколе в Рамсгитском морском музее.

Война прошла, и в 72 года Чарльз Лайтоллер открыл новый бизнес: начал строить полицейские катера…

А в декабре 1952 года Лондон накрыл Великий смог, и на пять дней город исчез в удушающем тумане. Привычные к туманам англичане не тревожились, пока не вскрылась удручающая правда: жертвами смога стало 12 тысяч стариков и больных-хроников.

Среди умерших в эти дни был и непотопляемый капитан, 78-летний Чарльз Лайтоллер...
А теперь - ложку дегтя!

Наш моряк, конечно, всем хорош, но в 1912 году мог действовать получше и спасти больше людей...
Именно он, второй помощник капитана на «Титанике», настоял на том, чтоб шлюпки начали готовить к спуску, и пристал с этой идеей к первому помощнику, Уайльду. Уайльд отрезал: «Подождем!». Наш герой тут же бросился к капитану. Капитан Смит, сгубивший лайнер, был в прострации.

- Так я спасу женщин и детей, сэр? - наседал сохраняющий разум Лайтоллер.

Капитан безвольно кивнул, и наш герой начал организовывать спуск шлюпок на воду. Себя он назначил ответственным за левый борт, на правый же послал еще одного помощника, Мердока. Похоже, инициатива офицера спасла сотни жизней (если б он ждал, пока проснуться старшие по званию, то многих шлюпок, вероятно, не успели бы спустить - на лайнере-гиганте это медленно и сложно). В чем же Лайтоллера возможно упрекнуть тогда?

Известно, шлюпок на «Титанике» не хватало на всех пассажиров. Известно также: первые из шлюпок приходилось спускать на воду полупустыми. Одна из причин: пассажиры, знавшие, что «современный лайнер утонуть не может», не спешили выходить на палубу и занимать места. А потом стало поздно.



Незанятых мест в шлюпках я насчитал 386, а именно: 139 по правому борту (где эвакуацией руководил Мердок) и 247 по левому (где эвакуацией руководил Лайтоллер). Откуда такой дисбаланс?

Теперь мы переходим ко второй причине: наш герой, как мы помним, настоял на том, что спасать надо «женщин и детей». Мердок понял идею так: берем их в лодки, а если еще место останется, пускаем и мужчин. Сам же Лайтоллер это понимал гораздо жестче: сажать в шлюпки «ТОЛЬКО женщин и детей плюс несколько мужчин-гребцов», сколько бы мест ни оставалось свободными. Парни-подростки, разумеется, тоже считались взрослыми мужчинами.

Десятки супружеских пар навсегда там расстались, на шлюпочной палубе...

«Человеческая» цена Лайтоллеровой строгости такова: 247 - 139 = 108.

Если бы наш моряк не был таким упертым, сохранили б еще сотню жизней. Получается, что разумное правило (все-таки смогли спасти 74% пассажирок «Титаника»!) было доведено до абсурда.
В итоге как к нашему герою отнестись? Решайте сами. Человек - это неоднозначная фигура.

XX век, корабли, история, военная история

Previous post Next post
Up