Биография морского волка (2): «Титаник» и Первая мировая

Feb 03, 2024 17:56


Гимназист - юнга - золотоискатель - ковбой - «бурский диверсант» - помощник капитана: такова была первая половина жизни Чарльза Герберта Лайтоллера ( начало истории - тут). Моряк уже прошел через кораблекрушение, робинзонаду и пожар в открытом море, погибал от малярии… А к 38 годам повезло стать вторым помощником капитана на «Титанике».



Помощники. Лайтоллер стоит в центре

«Как будто тысяча ножей...»
Лайнер ушел на дно Атлантики не потому, что в врезался в айсберг (тогда бы затонул лишь один, носовой отсек), а из-за неловкой попытки избежать этого столкновения. Результат - ледяная гора по касательной «царапнула» правый борт. Длина «царапины» составила 90 метров, и вода хлынула одновременно в пять отсеков. «Титаник» пережил бы затопление четырех...

К счастью, само крушение - на совести другого помощника капитана. Вахта Лайтоллера уже окончилась, и он ложился в койку, когда услышал неприятный скрежещущий звук…

Чарльз Лайтоллер руководил эвакуацией с левого борта, сажая в шлюпки только женщин и детей и нескольких гребцов (на всех - мест в лодках не хватало). Не удивительно: и для себя помощник капитана не оставил места… И в 2.20, ночью на 15 апреля 1912 года, Чарльз оказался в ледяной воде. Как вспоминал моряк,
«как будто тысяча ножей пронзает тело».

Как попасть в два процента выживших?

К несчастью для большинства граждан, у них имелись спасательные жилеты. Поэтому мучения обычно продолжались целых полчаса: примерно столько нужно человеку, чтоб погибнуть в ледяной воде. Так умерло полторы тысячи. Спаслось - человек тридцать из попавших в воду, и Лайтоллер был в числе этих счастливчиков.



Та самая шлюпка, уже без людей

Помощник капитана смог доплыть до складной шлюпки (которую не успевали спустить на воду). Люди держались на перевернутом днище, офицер смог их так распределить, чтобы они не потопили лодку. В конце концов к ним подошли другие шлюпки. «Спасательная операция» окончилась бы гибелью всех трех плавсредств, если б не грамотные действия Лайтоллера.

Он оказался старшим по рангу среди офицеров, переживших «Титаник», и был последним, кто взошел на борт судна «Карпатия», которое примчалось к месту катастрофы.

Гибель «Океаника»

«Титаник» в жизни моряка был лишь вторым кораблекрушением. Третье и четвертое пришлись на годы мировой войны. После «Титаника» был лайнер «Океаник», который переоборудовали во вспомогательный крейсер и в сентябре 1914-го посадили на мель: опять не в вахту Лайтоллера. Но лейтенанту ничего уже не было страшно, и при эвакуации он даже прихватил на память часы из рубки.

Море против воздуха

В следующем году Чарльз нес службу на одном из первых авианосцев и, сев в кабину к пилоту, провел первую в мире результативную морскую авиаразведку.



Тот самый авианосец (бывший лайнер) погибнет после столкновения с линкором и крейсером за несколько дней до конца войны

А через год (1916) немецкий цепеллин, летевший на бомбежку Лондона, напоролся на миноносец, капитаном которого был Лайтоллер. Врагу пришлось сбросить все бомбы в эстуарий Темзы, и поврежденный дирижабль повернул назад, в Германию. Чарльза наградили крестом «За выдающиеся заслуги» и повысили до капитана эсминца. Капитан, кстати, проявил себя как весьма гуманный по отношению к матросам офицер.



Над Лондоном. Военный плакат

Еще одна морская катастрофа

В день дурака, весной 1918 года, стоял густой туман. Так произошло четвертое, последнее в жизни Лайтоллера кораблекрушение. Эсминец «Фалькон» столкнулся с траулером «Джон Фицджеральд». Эвакуировав команду, капитан с двумя офицерами остался на борту, предполагая, что корабль, возможно, удастся спасти. И вдруг эсминец раскололся надвое! Нос пошел на дно, корма же чудом осталась на плаву, и трое моряков там провели много пренеприятных часов. Их жизни спас «верный друг» Лайтоллера - свисток: из-за тумана фигурки людей нельзя было заметить с проплывшего траулера, но потерпевшие смогли дать звуковой сигнал.

За утонувший «Фалькон» пришлось еще отвечать перед судом. Лайтоллера предупредили, что туда нельзя ходить без «друга». Капитан был столь несведущим в сухопутных делах, что понял все буквально и действительно взял закадычного друга на заседание. Однако невиновность моряка была настолько очевидна, что его оправдали и без адвоката.



Эсминец «Фалькон»

На таран!

В конце войны Чарльз служил капитаном эсминца «Гарри». В июне 1918 года с «Гарри» увидели перископ подводной лодки, пытавшейся атаковать конвой. На немца стали сбрасывать глубинные бомбы. Поврежденный корабль всплыл и вступил в надводный бой. Лайтоллер протаранил врага, однако живучее судно тонуть не желало, и пришлось идти на таран во второй раз. Так нашла бесславную гибель подводная лодка UB-110. Англичане вошли в раж и перестреляли в воде часть немецких подводников («что за наглость! как они вообще смеют сдаваться в плен после того как топили наших гражданских с экипажами?» - примерно так пытался оправдать все это сам Лайтоллер).

А возвращаться в порт пришлось вперед кормой, и так - сто миль (нос был разбит при таранном ударе).
За этот бой капитан получил планку к своему кресту «За выдающиеся заслуги».

Это еще не конец! Впереди - Вторая мировая.

XX век, корабли, история, военная история

Previous post Next post
Up