Ужинали вчера с Миришь в сушке, слушали поэта. Поэт выступал с милой, немного нецензурной толкинистической поэмой из жизни Дориата, по следам "Первой эпохи".
Самое смешное было то, что непечатных слов в поэме не было. Ты знаешь, это слово рано или поздно прозвучит и ждешь его... а оно не приходит и не приходит. Я понял, как можно назвать этот редкий прием - комический саспенс. Слушатель ждет не страшного, а нелепого, и когда это отдалеятся, накручивает себя все сильней. И когда это слово прозвучало, мы с дориатской Лутиэн действительно расхохотались!
Как относиться к непечатному - в печатном? Как к неконвенционному и запредельно жесткому приему. Можно достичь большой цели, а можно получить тумаков. По крайней мере, нужно иметь к этому моральную готовность=)
Один безвестный лениградский литератор в годы нэпа заключил с другом пари, что напечатает в журнале - мат. Пари на ведро пива.
Мат - вещь в ту пору совершенно невозможная - был напечатан. На следующий день на черном рынке отпечатанный и конфискованный журнал на черном рынке стоил 20 рублей. По тем временам - ДЕНЬГИ. Очеркист выиграл ведро пива, но выпить его не сумел. Появилась одна проблема: его посадили в тюрьму (ненадолго).
Как же ему удалось обойти железобетонный запрет, действующий в печати?
Он напечатал восьмистрочную частушку с матерным акростихом.
Акростих спас от тюрьмы редактора, которого тоже пытались привлечь. Редактор отговорился однако, что он "не китаец и не обязан читать сверху вниз".
Время-то было безумное... По Мосве не раз ходили абсолютно голые люди с лентою через плечо и надписью "долой стыд". А "напечатать непечатное" - ни-ни!
Для меня человек, решающийся бросить эту "грязную бомбу" в пространство вызывает понимание и уважение только тогда, когда он рискует если не тюрьмой, то остракизмом. Например, если заговорит так в среде рафинированных толкинистов, медленно сжимающих круг=)
Когда оно - один раз на всю книжку!
А если написать так тридцать раз и сделать это "просто словом", то пишущий - не храбрый бомбер, а вонючий грязный бомж=)