Идея прогресса в Средние века

Nov 25, 2013 19:49

Прочел я небольшую вещь "Состояние Эльзаса к началу XIII столетия", созданную анонимным клириком где-то в самом начале XIV века (издается вместе с "Анналами Кольмара").

И был удивлен практически современным видением "прогресса". Эту работу назвали бы "анахронизмом", если она не была бы подлинной!

Во-первых, автор наделен живым историческим чувством: все течет, и мир сто лет назад, в 1200 г., был совсем не тот. Изменения он видит в самых разных сторонах жизни - от нравов духовенства до техники земледелия. И все эти перемены, с точки зрения средневекового анонима - позитивны.

То есть у клирика нет особой ностальгии по "старым добрым временам", напротив: клир был развратный и необразованный, домишки маленькие, темные, врачей немного, зато много еретиков, сто лет назад и города были меньше, и мир вещей - скормнее. И всюду между строчками читаешь: теперь-то все - не так!

Выложу этот раритет (с сокращениями) здесь: вещь совсем не длинная.

DE REBUS ALSATICIS INEUNTIS SAECULI XIII

1.

Около года Господня 1200 в Эльзасе было немного священников и хватало одного, чтобы читать мессу в одной-двух, а то и трех или даже четырех небольших деревушках. Ибо многие священники читали почти ежедневно по две мессы-одну в одной, другую в другой деревне; в третьей служили молебен, и если случалось погребение, свадьба или паломничество, то служили и третью мессу. Многие священники обладали лишь умеренными знаниями, оттого разумные советы давали редко. К тому же почти у всех имелись сожительницы; и даже самих крестьян это необыкновенно раздражало. Они говорили: «Не может священник воздерживаться, так уж лучше пусть имеет одну женщину, чем соблазнит и познает всех женщин». Бенедиктинцы и рыцари имели обыкновение познавать благородных монашек. Господин Генрих 1, епископ Базельский, оставил после своей смерти 20 детей, оторванных отцом от их матерей. Духовенство в то время имело также обыкновение носить пестрое платье.

2.

В школах занимались преимущественно литературными упражнениями и стихоплетством, потому как Доктринале 2 и другие грамматики не были еще составлены. И хотя имелись в наличии рукописи Присциана но лишь немногие ученики умели ими пользоваться. Познаниями в музыке обладали немногие. И хотя книг по праву было много, мало кто их духовенства мог их купить; и даже если кто-то их однажды и приобретал, то едва мог их проработать вследствие чрезвычайно большого их объема. И первые братья из ордена миноритов были мало образованы; да даже первые монахи-проповедники обладали весьма умеренными познаниями в праве, впрочем и те, кто их имел, пользовались этим только для дачи дельных советов простым крестьянам. Потому как многие дела по праву базельские монахи-проповеднихи отсылали в Париж и получали решение от тамошних братьев .

3.

В то время жил в Монпелье брат из ордена Проповедников, малый телом, но великий ученостью и прилежностью, именем Ремунд 3. Он составил новые Декреталии 4 и передал таковые Папе и кардиналам. (...)

4.

Священники в деревнях имели обыкновение читать людям Отче наш и Символ веры на немецком языке; проповедовать же о Священном писании были в силах и состоянии лишь немногие. В третьем часу отпевалась только одна месса; в больших деревнях и городах-две, одна- одна утром для пилигримов, вторая-в третьем часу для женщин. Покойный (мирный) поцелуй давался на всех мессах. Употребления больших восковых свеч по канону еще не знали.

5.

Писателей было мало, позже, однако, многие писали труды по раличным дисцилинам. О Сентенциях первым написал сочинения и целую книгу магистр Вильгельм . Позже блистал брат Альберт, знаменитый лектор монахов-проповедников в Кельне, германский Провинциал, затем-епископ Регенсбургский, философ, познаниями во всех свободных искусствах; он написал большие и малые книги о разных науках. (...) (перечислено много ученых XIII века)

(...)

11.

Города Страсбург и Базель обладали невзрачными стенами и башнями, еще более незначительными они были [в том, что] касалось жилых домов. Прочные и добрые дома имели лишь немногие и небольшие окна, так что они нуждались в освещении. Кольмар, Шлетттштадт, Руффах, Мюльхаузен другие маленькие [городки] были тогда и вовсе не городами. А дворянство в сельской местности имело маленькие башни, которые оно едва могло оборонять от себе подобных.

12.

Еще недавно Рейн отделял Брейзах от Эльзаса. На Рейне не было мостов, и вместо этого смастерили переправу на судах. На Илле в году Господнем 1200 занимались своим промыслом, должно быть, 15 сотен рыбаков. В то время в Эльзасе было много лесов, делавших землю неплодородной для зерна и вина.

13.

Замки и укрепленные места тоже были немногочисленны: из них некоторые позже превратились в большие укрепления или маленькие городки. Лишь некоторые строения воздвигались из ценного камня [т.е. камень был ценен сам по себе, остальные строения были деревянными -прим. ред.]. Соборы в Кельне и Страсбурге начаты были лишь после года господня 1200, как рассказывали строительные мастера тех же [которым принадлежали помянутые соборы- прим. ред.] братьев .

14.

Рыцари проводили большую часть времени за охотой, рыбной ловлей, турнирами, военными играми и любовными приключениями и почти все считали простое распутство за очень небольшой грех. Каждый слуга мог свободно воспользоваться чьей угодно служанкой, приобретая любовницу посредством просьб и подарков, он посещал ее и днем и ночью и давал необходимую обувь; и таким образом любовники освобождали женщин от этих расходов 33 [на обувь-прим. ред.]. Рыцари носили брони [панцири] из больших, толстых и тяжелых колец.

15.

Аббаты и мирские священники брали от бедных имущество как залог и полагали, что не совершают при этом никакого греха.

16.

Тогровцев было мало и все почитались за богачей. Мастера механических искусств встречались редко и они также считались богачами. Мало было и врачевателей-хирургов, еще меньше врачей по внутренним заболеваниям, немного евреев. Еретики были в многих местах в большом количестве: этих похвальным образом искореняли монахи-проповедники, поддерживаемые властью господ. Те, кто промышлял механическим ремеслом, были не искушены в этом, впоследствии однако они добились крайне значительных успехов.

17.

Ручьи и реки тогда были не настолько большие, как теперь, потому что корни деревьев долгое время удерживали влагу снегов и дождей в горах.

18.

Телеги были редкостью и и повозки, которые использовались, были без железа. Обитые железом повозки пришли в Эльзас из Швабии лишь позднее.

19.

Держали только один вид маленьких кур; позже были завезены большие курицы с гребешками и бородками, без хвостов и с желтыми лапами, ввезенные чужаками из дальних краев. Существовал только один вид кольцовых - и древесных голубей; греческие голуби, имевшие перья на лапках и многие другие виды, были завезены в Эльзас позже. Фазанов привез впервые один клерик из заморских стран. Белые медведи, белые белки, белые зайцы, морские свинки, верблюды и львы, разные виды деревьев, кустов, овощей и виноградных саженцев, огурцов и капусты, платья и одежды, инструменты для различных ремесел привезены были в Эльзас позже.

20.

Алтари были маленькие: они имели, как в апостольские времена начала церкви, три фута в высоту, три в ширину, три в длину. Стол алтаря превосходил алтарь в длину на четыре пальца.

21.

Часто можно было видеть большие и высокие деревья 9-10 футов толщины.

22.

Обрабатывать дома гипсом в то время в Эльзасе еще не было принято; лишь длительное время спустя, в году Господнем 1290 , при Тюркхайме жители обнаружили гипс: это земля из которой готовят цемент. Также и почва, которую называют «маргиль» [Margil] и которой крестьяне удобряли пашню, тоже обнаружена была лишь после года Господнего 1290.

23.

На рукоятях мечей не было пряжек; равно и монахи редко носили пряжки на ремнях. Ремни монахов, имели напротив, на одном конце две длинных прорези, а на другом расщеплялись надвое.

Средневековье

Previous post Next post
Up