Никто не любит пропаганду, все знают, как сильно она лжет. Но почему ей так упорно верят? Этому есть несколько причин.
Эффективная пропаганда исключает или минимизирует доступ к информации из других источников. Заблокировать их сложнее в информационную эпоху, когда есть Интернет, но можно поставить населению другие источники - больше передач по ТВ, которое смотрит очень большая часть населения, больше газет, которые читает старшая часть населения, и больше Интернета - да, его - который теперь читают все, но особенно население помоложе. Даже самый беспристрастный человек, если его ограничить в источниках, поверит в любую чепуху: изо всей чепухи в СМИ он выберет самую, по его мнению, правдоподобную, сколько бы бредовой она не была, другой-то нет все равно, он и отбросит всякие, по его мнению, сказки, и будет горд собою за противостояние пропаганде.
Создан благоприятный информационный фон. Не верите телевизору? Отворачиваетесь от ура-патриотических роликов в социальной сети? Не проблема - есть много тех, кто так не делает, и они общаются прямо с тобой, инфицируя твое, гражданин, сознание пропагандой. Мы больше склонны верить живому собеседнику, чем СМИ. А если собеседник красиво приукрасит рассказ? Таким образом совершенно беспристрастный, образованный, осторожный человек многократно услышит, как плохо живется детям в какой-нибудь вражеской стране, и сам себе скажет: ладно, не будем верить телевизору, но люди так много об этом говорят - разве может ли быть это неправдой? Пропаганда побеждает, когда глушит. СМИ достают не всех, а только часть населения, эта часть разносит пропаганду на уровне личного общения.
Пропаганда должна хорошо усваиваться. Началось противостояние страны А и страны Б. Поверят ли в стране Б, что жители страны А - людоеды, если на самом деле это далеко не так? В первый день - нет. Через месяц или через год - да. В зависимости от того, насколько далеко страна А на самом деле ушла от людоедов, от того, насколько сильно работает пропаганда страны Б. Спустя какое-то время интенсивной информационной бомбежки гражданин страны Б, читая новость о людоедах из А, скажет - ничего удивительного, я не ожидал ничего другого от страны А! Пропаганда создает ожидания, как хорошая книга создает интригу: мы знаем, что дело идет к чему-то плохому, мы ждаем плохого - и мы его получаем. Поскольку мы не принимаем прямого участия в плохих событиях, мы, тем более, не жертвы плохих событий - нам в первую очередь интересно, а во вторую - жалко пострадавших, такова человеческая природа.
Пропаганда способна двигать граждан на любые поступки, даже самые ужасные. Но пропаганда не культивирует плохих поступков. Все поступки, которые предлагает пропаганда - хорошие в глазах населения. Воевать? Никто не любит войну, но что поделать с людоедами из страны А? Можно ли терпеть страдания мирных жителей А, которых никто не защитит? Пропаганда всегда сражается за хорошее, а за счет растущей истерии переход на открытую агрессию незаметен. Сначала - недовольство людоедами, требование прекратить безобразие, потом новые картины все более страшных зверств, и как после такого не уйти добровольцем на священную войну? Может быть, завтра людоеды будут уже в стране Б. Скажете, страна А никогда не победит армию страны Б? На этот случай найдется пятая колонна.
Пропаганда всегда мотивирует к тому, что считается является правильным, чаще всего к защите интересов народа, традиций, идентичности, эта защита всегда требует ответа, адекватного ситуации. Пропаганда обесчеловечивает незаметно, маленькими шагами, на которые согласятся все, и превращение гражданина страны Б в людоеда останется для него незамеченным. Человек, колебаясь, должен выбрать ту правду, которую предлагает пропаганда, задача пропаганды - выставить иные варианты в таком свете, чтобы каждый их выбравший был дескридитирован.
Основа пропаганды - нежелание думать и человеческие инстинкты. Избежать пропаганды в информационную эру, читая неофициальные источники в Интернете? Будем откровенны: и лень, и времени нет. Зато пропаганда отлично растет на инстинктах, и не только плохих, пропаганду часто строят на эмпатии, материнском инстинкте, инстинкте самосохранения. Надо только вызвать инстинкты страданиями слабых, детской болью, угрозой собственной жизни, чтобы всякий гражданин был готов ненавидеть людоедов страны А за посягательство на самое хорошее. И жестокости есть место: всякие темные стороны человеческой психологии средний человек так или иначе отбрасывает под влиянием морали, образования, общества, но когда темные стороны официально признаны хорошими, устоять перед соблазном тяжело. Наверное, так возникают этнические конфликты, когда убивают друг друга даже соседи.
Я нарочно не приводил настоящие примеры истории и современности. Все, что мне известно о пропаганде, легко подходит под эту картину, думаю, читатель, ты придешь к похожим выводам.