Всесторонне недоразвитая личность

Apr 17, 2017 21:11



Я не придумал, какая иллюстрация подойдет к этой заметке, и разместил здесь не имеющую к ней отношения красивую абстракцию

Те, кто сколько-нибудь знаком с системой образования (то есть все), знает, что ее задача - особенно в средней школе - дать маленькому гражданину минимальные знания во всех областях человеческого знания. Когда гражданин взрослеет, его обучение сужается - он превращается либо в физика, либо в лирика, если читатель позволит мне такое грубое обобщение, и дальше развивается по этому пути. Однако специфика современной системы обучения, а также мода последний десятилетий на всеуспевающих детей превращает гражданина во всесторонне недоразвитую личность.


В школе преподают очень разные дисциплины. Правильно ли это? Да, это правильно: будь человек талантливейшим поэтом, ему будет достаточно трудно без умения умножать двузначные числа или навыка работать с молотком и гвоздями. Если человек - хороший физик, его встретят проблемы на жизненном пути, связанные с неумением формировать и выражать собственное мнение словами, которому способствует литература и история... в общем, читатель, ты понял, о чем я говорю? Надо знать основы всех этих дисциплин на уровне школьной программы - да, здесь самое время нам с тобой покраснеть - тогда, может, меньше будут популярны и "русский мир", и чудо-таблетки, и чакра под очередным третьим глазом. Комплексное знание необходимо и полезно.

Но если ребенок талантлив в одних дисциплинах, и плох в других - в сущности, в этом же нет ничего плохого. Человек - явление уникальное, и что бы не говорила официальная педагогика, одна из глупейших вещей на свете, талант может быть, а может и не быть - не всем дано блистать энциклопедизмом знаний, да и каким-нибудь талантом вообще. На заметку родителям: если чадо приносит пятерки по одним предметам и тройки по другим - не спешите его ругать за тройки, тогда не останется и пятерок. Дело требует только аккуратного подхода! Но дубовая постсоветская педагогика нуждается в отличниках, олимпиадах и конкурсах. На выходе получается маленький человек без свободного времени, занятый кучей ненужной ерунды в рамках школьной программы, а согласно нынешней моде - еще и вне этих рамок. Иностранные языки? Пение? Хор? Сольфеджио (что это такое?)? Музыка? Скрипка - это же хрестоматийный пример! Танцы? Это близко не полный перечень занятий, которыми модно загрузить ребенка, окончательно уничтожая так необходимое свободное время, которое всегда исчезает во взрослой жизни.

Не спеши обвинять меня в нелюбви к образованию, читатель, ведь, как все нормальные люди, я положительно отношусь к учебе и хобби. Отрицательное отношение вызывает мода успевать все. Таков человек XXI века, герой эпохи постмодернизма и массовой культуры - он везде и все успевает. С точки зрения образования, этому способствует и педагогическая наука - поищите и откройте навскидку несколько книг или статтей по этой теме, и вы обязательно прочитаете, что целью учебных заведений является воспитание всесторонне развитой личности, способной раскрыть все свои таланты - но что делать, если талантов нет?, стать полноправным членом общества, приобщится к национальной и мировой культуре... и так далее. Конечно же, основой этого всего являются гуманистические идеалы.

Специфика практики тотального обучения, которую я нарисовал выше, в очень многих случаях делает из человека что-то весьма безразличное. Изучение самых разных наук и искусств "по службе" - или, что много хуже, "из-под палки" (бывают случаи, когда кавычки здесь неуместны, не так ли?) настолько приедается, что исчезает всякое желание иметь с ними дело. Не забывайте о том, что в постсоветском обществе успехи в учебе не слишком часто совпадают с успехами в жизни вообще и в трудоустройстве в частности - отличники, блистающие золотыми медалями и красными дипломами, не всегда способны найти работу лучше, чем ее находят троечники. Стереотип, спросите вы? Конечно! За которым стоит настоящая практика.

Есть те, кто интересуется сразу всеми возможными дисциплинами в школе, а потом - в институте, кому интересны все виды искусства и спорта, любые доступные хобби... - по зову души, а не по приказу / пожеланию родителей или учителей. И такой человек попадает под определение, которое я дал в заголовке этой заметки. Очень немногие личности в истории преуспевали в это - знать и уметь сразу все, это люди энциклопедических знаний, которых раньше было мало, а сейчас, наверное, почти не осталось - не потому, что человечество деградирует, вовсе нет - объем доступных знаний много превысил возможности человека их узнать. Некоторым типажам, особенно этим страдают творческие личности, свойственна хаотичность и непостоянство интересов - сегодня он начинает писать книгу, обязательно толстый роман, завтра роман ему уже неинтересен. Эта хаотичность и вспыльчивость соединяется часто с большими амбициями, которые и без того постоянно растут, подпитываемые, в целом, неплохими задатками и в то же время отсутствием, вопреки работе - иногда очень даже интенсивной - видимого результата, обусловленного привычкой бросать дело на полпути.

Во всех этих случаях, по зову собственного сердца и под контролем старших, под влиянием современной культуры и эдакого идеала "бизнесмена" или "бизнес-леди", современного делового человека, способного, безо всякой усталости, работать, созидать, путешествовать и общаться, получается то, что объединяет эти две, кажется, очень отдаленные ситуации - это всесторонне недоразвитая личность на выходе.

Это человек, который понемногу попробовал себя во всех, или почти во всех, или во многих доступных ему занятиях. Все эти ремесла он изучил поверхностно - да теперь еще есть, благо, Интернет, - не добившись серьезного результата, но, как правило, быстро в них разочаровавшись. Или дело в обязанности школьных лет без настоящего интереса, что отнимает желание заниматься чем-нибудь вообще, или - в собственной непостоянности, но знания такой личности очень ограничены и частичны. Затрачены огромные усилия, эффективное применение полученых почти всегда невозможно.

По личным наблюдениям автора, явление всесторонне недоразвитой личности все же нельзя считать массовым. Не могу сказать, чтобы это было свойством даже большинства. Но в такую личность очень легко превратить человека, не лишенного действительно хороших природных задатков, которые немедленно пускают в оборот родители, школа или он сам. На выходе такой работы, не подкрепленной постоянным интересом, получается человек, который знает все понемногу, и ничего толком. В лучшем случае, с ним просто есть о чем поговорить. Часто это создает ложное впечатление собственной одаренности, оно сильно контрастирует с реальным положением вещей - неконкурентоспособностью человека как работника, специалиста. Часто такая поверхностная эрудированность создает ложное впечатление в глазах окружающих. Когда дело доходит до практики, результаты получаются очень разочаровывающими.

общество, мысли вслух, человек, сделай сам, наука, из "Факела"

Previous post Next post
Up