Капарот - заметки

Oct 09, 2014 02:05

http://grimnir74.livejournal.com/3671000.html - Да, мракобесие. Любопытно, что Толдот.ру (http://toldot.ru/urava/ask/urava_6846.html) выступает за монетизацию капорота (да-да, с помощью их сайта). Но на почве этого можно узнать несколько любопытных вещей.

"Обряд Капорес не упоминается в Талмуде. Он возник в Вавилонии в период гаойним, т.е. в период, непосредственно следующий за написанием Талмуда. Речь идёт о 7-8 веках н.э. Первое упоминание обряда мы встречаем в респонсах Рава Сассны Гаона[i]. Уже в период ришоним (ранних комментаторов, 11-16 вв. н.э.) возник спор, следует ли соблюдать этот обряд. Рамбан (Нахманид) и его великий ученик Рашбо (Раби Шломо бен Адерет)[ii] считая, что это напоминает действия колдунов, обряд запретили. Но некоторые другие мудрецы этого периода[iii] полагали, что следует продолжать его соблюдать. Составитель Шулхан Оруха Раби Йосеф Каро постановил[iv], что Капорес делать не следует. Но по мнению Рамо[v] (автора комментария на Шулхан Орух, в котором приводятся ашкеназские традиции) Капорес - очень важный обряд, который нужно сохранить. Вы правы, действительно, намерение того, кто исполняет этот обряд, напоминает намерение человека, приносящего жертву в Храме. Человек должен думать о том, что за грехи, которые он совершил, ему полагается то, что делают сейчас петуху. Кроме того, принося жертву, человек должен иметь в виду, что ради исполнения воли Вс-вышнего он готов пойти на заклание, как это жертвенное животное. Это же можно иметь в виду и при выполнении обряда Капорес. При всём этом, очень важно не забывать, что Капорес - не жертвоприношение. Тора строжайше запрещает евреям приносить жертвы вне Храма. Это одна из причин, по которым используют именно кур или, по некоторым традициям, рыб. Эти виды непригодны для жертвоприношения, поэтому опасность перепутать и зарезать петуха в качестве жертвы уменьшается."

Для меня представляется очевидным, что капарот является заимствованием из митраизма. Митра - как солярное божество естественно имел отношение к ритуалам НГ, но для митраистов, ЕМНИП, бОльшее значение имели солнцестояния, а не равноденствия.

Кстати, капарот был у индийского племени кхаси (СВ Индия, http://en.wikipedia.org/wiki/Khasi_people). Это племена подвергшиеся странной и метисации. Они - самые восточные из индийских мегалитических племён (http://polit.ru/article/2013/05/15/ps_archaeology_india/). По роду деятельности - металлурги, носители древнейшей в Индии металлургии железа. По языку - самые северные из австранезийцев (родственны австралийским аборигенам), по экстерьеру - монголоиды.



Также удивляет u то, что Йом Кипур следует за НГ, а не предшествует ему. Архаические календарные системы предполагали, что человек должен оставить все грехи в ушедшем году, а не вступать в НГ с ними. Можно предположить два варианта решения этой проблемы:

1) Йом Кипур мыслился как очищение в ритуальном цикле чтения Торы, потому как он предшествует Симхат Тора.

2) Что-то перепутали в связи с наложением двух календарных систем: северной (израильской, шомронской) и южной (иудейской). Шомронский суккот праздновался не в Тишрее, а в Мархешване. Шомронский календарь связан с 4 праздниками полнолуний в Швате (Ту Би Шват), Ияре (Лаг ба-Омер), Аве (15-е ава) и Мархешване. В этом он в некоторой степени сближается с 4 главными кельтскими праздниками, отмечаемыми, правда не на полнолуния на на новолуния.

image Click to view

язычество, заметки для памяти, иудаизм

Previous post Next post
Up