в Мурманской области у посёлка Сафоново-1 со дна озера Кривое поднят штурмовик Ил-2 из состава 46-го ШАП ВВС Северного флота. Самолёт был обнаружен в декабре 2011 года посреди озера на глубине 17-20 метров. Поиск и подъём штурмовика были осуществлены совместными усилиями родственников командира экипажа, поисково-исследовательской группы "ИКАР" (Заозёрск), Федерации авиареставраторов, фонда «Крылатая память Победы» и представителей СФ.
25 ноября 1943 года из-за повреждений, полученных в воздушном бою, Ил-2 не дотянул до своего аэродрома около трёх километров и произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро Кривое. Командир младший лейтенант Валентин Скопинцев и воздушный стрелок краснофлотец Владимир Гумённый выбрались из самолёта. Через некоторое время лёд проломился, и штурмовик ушёл под воду, чтобы вновь появиться на поверхности через 68 лет.
Поиски были инициированы детьми командира экипажа трижды кавалера ордена Красного Знамени и кавалера ордена Нахимова II степени Валентина Скопинцева, Олегом и Евгенией. История о посадке на замёрзшее озеро, рассказанная отцом, побудила Олега начать поиски самолёта в память о его подвиге, о подвиге его однополчан и всех тех морских авиаторов, которые сражались в годы войны в небе Заполярья.
https://www.drive2.ru/c/2388649/ 1. Вот так самолет выглядел, когда его достали из озера. Останки самолета перевезли в Новосибирск, к нам, на предприятие "Авиареставрация",
так как мы имели успешный опыт восстановления летающего Ил-2.
https://artemyashanin.livejournal.com/4239.html
2. Дальше, в маленькой для размеров Ил-2 мастерской Авиареставрации была изготовлена деревянная хвостовая часть, самолет был разобран по частям для того, чтобы определить, что будет входить в конструкцию, а что будет изготовлено заново.
Итак, были восстановлены плиты бронекорпуса,
3.
4.
5.
6.передняя и задняя части фюзеляжа состыкованы и перевезены в цех СибНИА для дальнейшей работы.
7.
8.
9.Восстановленные "родные" нервюры центроплана:
10. Родные корневые (оружейные) отсеки консолей от нервюры 7 по нервюру 11:
11. Пушечные лафеты:
12. Перевезли:
13.
14. Изготовление стабилизатора:
15.
16.
17. А вот ускоренный процесс создания секции элерона: старый элерон --> трехмерная модель --> новая секция:
18. Стойка основного шасси.
19. Вилка складного подкоса стоййки шасси. Восстановление.
20. Обшивка руля высоты.
21. Изготовление кока
22.
23.Восстановление канала охлаждения радиатора.
24.Отсек двигателя.
25.Двигатель Аллисон. Приобретен у коллег из США.
26.
27.Пульт управления воздушной системой, рычаги выпуска-уборки шасси и щитков. Восстановлен.
28.
29.
30.Кабина стрелка.
31. Топливный бак.
32.Лонжероны и нервюры крыла.
33. Родные нервюры оружейного отсека вставлены в лонжероны.
34.
35.Разработка технической документации на основе фрагментов архивных чертежей.
36.
37. Ведущий инженер-конструктор В.Н.Лушин и слесарь-сборщик В.И.Кузнецов
38. Обшивка каркаса.
40. Носок крыла и отсек фары.
41.Консоль зашита.
42. Отсек боеприпасов.
43. Взлетно-посадочные щитки.
44. Установка зализов и различных лючков.
45.
46.
47 .Приборное оборудование.
48. Установка стоек шасси.
49. Маслорадиатор.
50. Электрощиток и разные системы.
51.
52.
53.
54. Скоро финиш, начало покраски.
55.
56. Окрашиваем по схеме.
57.
58. В цех окончательной сборки.
59.
После окончания работ по сборке, настройки систем и оборудования, опробования двигателя, самолет был перевезен на аэродром для прохождения испытательной программы и получения сертификата летной годности. Несмотря на то, что Ил-2 вроде бы военный самолет, в наше время он относится к гражданской авиации, а именно, к авиации общего назначения. Поэтому регистрационный номер ему присвоен RA-2783G. Здесь следует отметить, что в Новосибирске, как и в любом городе России (Ну, кроме Москвы), зарегистрировать самолет АОН невозможно, поскольку ФАВТ Росавиация почему-то не в состоянии оказывать госуслуги гражданам РФ, саботируя тем самым поручения Правительства по развитию АОН. О плачевном состоянии АОН в России и деятельности Росавиации читайте в моих постах и прессе .