Творчество окружает нас повсюду.
Рисунки детей, игры, импровизации во лжи, непонятные инсталляции на площадях.
Блогосфера и комментосфера, бизнес-планы и сочинения «как я провел лето».
Что это? Почему это есть? В чем его суть?
Общество |
Экономика и Финансы |
Недвижимость |
Банки Почему есть потребность в творчестве?
Творчество это социальное (не химическое и прочее) явление.
Как и любое другое социальное явление разберем эту категорию с точки зрения полезности синергии от творчества как для общества (обособленной социальной группы по какому-либо признаку с общими целями).
Так и для индивида (обособленной единицы со своими целями).
Резюмируя
материал по национальной идее (где анализировалась объективная целесообразность социальных групп) сутью группы есть ее идея (зачем группа нужна, почему она автоматически возникла и не разрушилась) и идеология (какая система ценностей у участников группы и поэтому какую общую цель они могут полагать).
Например,
Для убийства мамонта есть объективная необходимость объединения людей в группу.
1. Объединение объективно целесообразно, если в системе ценностей у всех одинаковый главный безусловный мотив - голод.
2. Объективно возможно, если есть общая культура у участников (их личная этическая парадигма):
- возможность взаимопонимания (общие символы, понятия, стереотипы);
- согласование общественного поведения (так называемый общественный договор: обязанности и права участника);
- определение какой-либо методики поведения как наиболее эффективной для достижения цели группы, а значит и цели участника (лидерство это как физическая форма, воплощение идеи лучшего метода, следствие такой идеи).
3. Наиболее эффективная методика работы в группе это механизм формирования группы. Индивид узнает (благодаря общему понятийному аппарату), что в одиночку он может обеспечить себе меньше ресурсов, а так как безусловный мотив (голод в нашем примере) толкает его пользоваться лучшим методом - то индивид вступает в группу, принимает обязанности общественного договора (которые декларирует лидер, как исполнительный директор эффективного метода), и планирует воспользоваться своими правами (иначе зачем быть в группе).
Почему так? Анализ.
В социуме почти любой популяции (у животных, птиц, насекомых) социальный статус определяет уровень использования синергии группы, величину благ получаемых от общего действия, КПД от участия в группе. Лидеры получают наибольший объем, благодаря установлению общественного договора наиболее выгодного им. Нижайшие члены группы получают только безопасность и выживание, которого не было бы при абсолютно индивидуальном функционировании.
Социальный статус - важнейший безусловный мотив внутри социальной группы.
Это продолжение желания использовать всё большие природные ресурсы, теперь за счет других участников группы, «загребание жара чужими руками».
Для понимания как индивиду действовать (что бы получить больше ресурсов), необходимо определить наиболее эффективную методику действия.
В истории детской психологии долгое время была «генетическая теория» где поведение индивида определял характер его родителей. Но согласно Люблинской А. А., уже с начала XX века было исследовано, что общество почти полностью формирует поведение индивида (скажем условные 80%), и значительную долю влияния общества генерирует мать (скажем 80% от тех 80%).
Ребенок такую эффективную методику попросту наблюдает у наиболее пригодных для этого особей и копирует. Взрослый поступает почти всегда так же (за исключением
аналитических решений).
Наблюдение успешной методики есть наблюдение факта потребления большего объема ресурсов, любых благ, любого успеха.
Если мать для получения блага обманывает отца или других членов общества, ребенок перенимает такое поведение. Если мать агрессивно требует, соответственно аналогично поступает и ребенок. Во взрослой жизни суть копирования остается такой же, лишь более детализируется, вырабатывается модель поведения под каждую конкретную ситуацию.
При наблюдении и копировании методики выживания формируется:
1. Стратегия, парадигма этики в целом (область допустимых значений для выбора конкретных, пригодных к жизни психологических состояний - «я»;
множество «я» по К. Хорни).
2. Модель поведения под каждую конкретную ситуацию (конкретные характеристики «я», из возможных «я» в арсенале личности).
Стратегия поведения более устойчива, поведение в конкретной ситуации постоянно шлифуется, каждая фактическая ситуация вносит корректировки.
Почему этическая система (стратегия) очень устойчива? Этому есть объективная целесообразность.
Простое копирование поведение чревато ошибками и угрозой уже существующему безопасному состоянию индивида.
Синяки, розетки, падения - это первейшие неудачные попытки смелого достижения нового, большего уровня потребления человеком ресурсов внешней среды. Амеба не стремится вся и сразу в новом направлении, а выбрасывает щупальца, тестирует пригодность нового поведения.
Потому смелая успешность так же ценится, как и успешный острожный консерватизм.
Вероятность ошибки меньше при перенимании поведения большинства (стадное поведение).
Математически вероятность ошибки снижается, если тысяча сосуществующих особей приняла новую модель поведения и не утратила те ресурсы, которыми владела.
Культура в своем полном определении - это любая этическая информация об общепринятой модели поведения.
Любая трактовка системы ценностей, спускаемая группой сверху вниз, от лидера и группы лидера к нижайшим по социальному статусу членам общества.
В условиях постоянного изменения условий внешней (относительно группы) среды эволюционным путем (выжили те, кто это применял) выработался автоматический механизм поиска новых, еще не используемых моделей поведения.
Эффективность которых - невозможно пронаблюдать в реальности.
Дети, не владея полной информацией о явлении, формируют собственное впечатление и тестируют его в игре, созидании моделек мира (рисунки, лепка). Взрослые тестируют в дебатах, полемике, критике, обсуждении вкусов на автомобили.
Это не просто забава, а серьезный процесс поиска индивидом, как правильного понимания законов жизни, так и одобрения (проверки) их социальной группой. Поиск этого «малоошибочного мнения большинства».
Итак. Потребность в творчестве есть потому, что:
Творчество, это личностная формулировка сути явления, признаков и составляющих частей, определяющих явление и проверка формулировки обществом. Это бесконечный поиск эффективности мировозрения, мотивируемый необходимостью выживания, а на практике - социальной борьбой за свое место в социальной пирамиде.
Точка зрения автора (в том числе игрока, или фотографа, если так привычнее), или продукт творчества это:
1. Формулировка своего отношения к тревожащему (интересующему) индивида явлению.
Благодаря чему психологи могут списать проекцию неврозов или состояния психики, общеизвестные рисунки в кабинетах психиатров.
2. Поиск оценки правильности позиции автора социальной группой (той, в рамках которой автор видит свою нишу, возможность получить нужные именно этому индивиду именно эти блага).
Ребенок ищет одобрения матери, художник-авангардист у своих коллег, бизнесмен с бизнес-планом - у банка.
Эстетика - это максимально точное изложение сути явления, его гармонии, достоверности в рамках системы ценностей социальной группы. Безусловное качество объекта, соответствие его сути - его функции.
Эстетичные кроссовки не только защищают от непогоды, но и используют «рекламную площадь» ноги для пропаганды социального статуса носителя. То есть максимально реализуют свою возможную суть. Где статус не только вертикальный: богатый-бедный, но и хипстер из столицы-хипстер из провинции. Статус это метка принадлежности к любой возможной социальной группе (журналистов на тему экономики; людей кому всё равно, что на ноге).
Изложение точки зрения для автора это не только сочинение
«Времена года» Вивальди. Но и выбор одежды, формулировка фразы причин опоздания на работу, манера выполнения этой работы.
А. Это любое позиционирование своих взглядов на мир, своих решений по любым ситуациям.
Б. Это ежесекундная проверка адекватности его модели мира, подтверждение того, что автор (далее: он же субъект действия) смотрит в правильном направлении.
В. Это выражение действием понимания безопасности и способов ее достижения, целей которые ставит перед собой автор действия.
Автору обязательно нужно понимать, что его идеи и творения это миг жизни, ее суть - приняты и одобрены обществом. Ведь если идея правильная, то общество скопирует ее, а автор займет одну из лидирующих позиций в своей социальной группе, как наиболее лучше понимающий суть идеи.
Если идея не принята группой то автор стает отличным от группы и может быть исключен из нее, или его модель будет скорректирована в общих целях группы.
Как выявить ценность творчества, эстетику?
Комплексность мира предполагает комплексность понимания его законов. От общего к частному и от частных к более общему.
У буддистов понимание мира образно сжимается до точки, квинтэссенции знания из которого можно логически сформулировать суть любого явления, прошлого или будущего.
Автор сформулировавший, что-либо ранее не принятое в группе - также хорошо понимает коммуникации с группой и способен внушить его знание как лучшее. Факт гениальности осознания должен быть зафиксированный группой, как обязательная обратная связь. И наоборот, автор - понимающий суть коммуникаций в группе способен осознать актуальность (значимость) того или иного явления для социальной жизни, спрос на него группой и вникнув его - сформулировать свою точку зрения.
Триптихи Босха или картины Уорхолла одинаково гениальны своим фактом восприятия обществом.
Идея и ее подача, суть и форма есть признаки одного явления.
А. Новое и всем понятное и даже немного очевидное. Массовая культура, американское кино, индийское кино, сериалы.
Б. Новое и мало кому понятное. Арт-хаус кино и современное искусство.
В. Уже привычное, как эстетичное. Старые мастера живописи и поэты-классики.
По факту спроса на изложенные идеи - абсолютно равны. Гений (автор очень сильно одобренный обществом) редко бывает слепо озаренным (внезапно просветленным) - понимая отдельное явление, не понимает потребности в точке зрения на это явление (актуальность), или не понимает сути коммуникации (кодирование идеи в общепонятные символы).
Любой творческий объект возможно оценить по актуальности темы (а значит и оценить ценность как объекта искусства наполненном сутью, значением).
Стратегически есть такие важнейшие темы любого предмета творчества.
Если предмет творчества раскрывает другие темы, он уже малопривлекателен обществу.
По главе 18. Нейрологические основы промывания мозгов.
Т.Лири, М.Стюарт и др. «Технологии изменения сознания в деструктивных культах».
1. Первый контур младенца - это биологическое выживание.
Он связан с сигналами опасности и безопасности в данное время в данном месте.
Вперед-назад - это основной бинарный выбор, запрограммированный человеческим биокомпьютером первого контура. Двигайся вперед, наступай, нюхай, трогай, пробуй на вкус, кусай -- или отступай, отходи, убегай, спасайся.
2. Второй контур ребенка, который учится ходить, - это эго; он связан с движением и эмоциями.
Вверх-вниз - это основное гравитационное ощущение, которое появляется во всех этологических отчетах о борьбе животных. Становись на дыбы, раздувай тело до максимальных размеров, рычи, вой, визжи - или съежься, подожми хвост, заскули, скройся с глаз, отползи и уменьшись в размерах. Это доминирование и подчинение, сигналы борьбы, общие для игуаны, птицы, собаки и председателя совета местного банка.
3. Третий, вербально-символьный, контур студента - это ум; он связан с языком и познанием.
Третий контур мы обычно называем "умом" - способностью получать, интегрировать и передавать сигналы.
Центрами импринта становятся девять мышц гортани, которые используются в речи, и нервный контур, координирующий взаимодействие правой руки и коры левого полушария мозга. Этот контур используется при исследовании, классификации и систематизации объектов из окружающей среды. Все здание науки, искусства и знания строится на фундаменте этого контура.
4. Четвертый, социополовой, контур взрослого человека - это личность; он связан с семейным поведением.
Этот контур связывает половой аппарат с импринтированным социальным поведением.
Четвертый контур, или личность, активизируется и импринтируется в период полового созревания, когда железы внутренней секреции начинают выбрасывать половые гормоны. Сексуальный импринт замораживает поведение, сводя его к набору жестких роботических циклов, то есть исполнению "инстинктивных" ритуалов спаривания птиц и насекомых.
Любой творческий объект можно оценить по возможности восприятия социальной группой.
В теории коммуникаций выделяют такие этапы: суть передаваемой информации (мотив передатчика); кодирование сути (модуляция); передача кода по каналу связи; раскодирование в форму, понятную приемнику (демодуляция); восприятие (осмысление, изменение поведения приемника).
Соответственно кодирование простейшего словесного общения, которого раньше не звучало (тоже творчество) имеет ряд этапов: формулировка образа идеи в понятийном аппарате автора, подбор слов для описания образа; формулирование словесных образов (стереотипов), которые понятны слушателю, трактовка слушателем полученных образов, трактовка расшифровки образов.
Хороший пример нарушений в коммуникации есть игра «сломанный телефон».
Если автор предмета искусства (технически мастерски сделанного предмета творчества) не смог донести свою идею, то такой предмет творчества не может быть ценным по своей природе.
Ведь суть объекта (и предмета творчества) это лишь то, что воспринято обществом!
Айсберг может быть огромен, как и текст писателя-любителя, но у айсберга видна только макушка, а читатель почти всегда прочтет лишь заглавие у нудного списка десяти тысяч букв. Ты можешь быть прекрасен душой, но если ты это скрываешь - значит, ты не прекрасен душой. Если удобные кроссовки стоят дома, значит ты не из тех «кто ходит в удобных кроссовках. И наоборот, провинциальная девушка, надевая все семейные драгоценности на дискотеку, прямо пытается сказать - моя суть мощнее, мой статус лучше. Или в рекламе банка - банк может грабить клиента, но в рекламе показать удовольствие от работы с ним.
ИТАК: почему не спорят о вкусах, а споры фотографов самые упорные, почему все мы такие разные и одновременно в чем-то одинаковые, почему есть признанные гении с черным квадратом, а есть непризнанные и непонятые, почему
«Пинчук Арт Центр» продает нелепые пушки с краской, а вполне нежная фотография осеннего листика такая банальная.
Ответы серьезней, чем кажется!
Общество |
Экономика и Финансы |
Недвижимость |
Банки