Пять работ киевского художника Игоря Коновалова
Рассказывают о надеждах украинцев при Пяти президентах
Образы того во что мы верили, о чем мечтали
Общество |
Экономика и Финансы |
Недвижимость |
Банки |
ФотоКризисный для Украины момент не мог не сформулировать понятия «довоенная жизнь». Мы уже и привыкли к сегодняшним лентам новостей, беседам с надрывом на политические темы, к какой-то нереальности, абсурду происходящего. Кто бы мог подумать, что вот такое произойдет именно с нами.
А глядя назад за горизонт, в довоенное прошлое, в общих чертах видится, что якобы раньше было только хорошее. Мол, что бы там ни было, - прошло, да и ладно. Размыта сама конкретность воспоминаний. Ведь человек предает прошлое: это уже пережито, что его помнить, пережил и выбросил. Мы наблюдаем события, как перелистываем страницы рекламы в журнале, или как наблюдаем из вагона поезда за проносящимися мимо деревьями: раз, еще, еще раз, еще одно. Улавливая только общий шум, не замечая детали. Суета сует: «Как дела? Да вся в заботах».
К тому же и память у каждого своя: тот в детстве болел, а тот в 2004 влюбился, а тот институт заканчивал в то время, и делит прошлое на эпохи по-своему. Кажется, что все мы жили свои, особенные от других жизни. Но когда проходят многие годы выясняется интересная вещь: мы становимся одной семьей, проходя через общий культурно-смысловой котел. Потому так душевны ностальгические беседы между незнакомыми ранее соплеменниками: «А помните тогда? Да, да, а я тогда, а мы в это время, да».
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя
Когда в детстве я читал этот стих в книжке без картинок, мне без разницы была описываемая война, но само место действия, - я представлял очень детально: как сидят друзья, чистят трубки возле костра, и после обеда перемалывают косточки минувших дней. Ощущая цимес ситуации, я присоединялся к ним в мыслях: «Скажика дядя, ведь недаром мы лазили за вишнями в гаражах, и не убежали потом от сторожа».
Таким ностальгическим якорем есть картины киевского художника Игоря Коновалова из проекта «Президентация», которые представляют собирательный образ правления украинских президентов глазами народа. Лицо эпохи - одним образом. Образом, сотканным из многих символов, метафорических понятий, интуитивно близких только украинцам, быть может иностранец и вовсе не поймет глубины того же шоколадного зайца.
«Игорь Коновалов рассматривает живопись как инструмент, позволяющий выявить для глаза современного человека всю сложность окружающего пространства. Только живопись, возникающая благодаря временной протяженности и требующая эмоциональной концентрации, способна показать невидимые глазу современника процессы и задержать его внимание. Нервно мигающий от скопления пикселей человек ХХІ века теряет остроту и чувственность зрительного восприятия, необходимые для постижения вневременных законов.
Инфатоны в образе хрупких зайчиков, способных разъедать все устойчивые позиции, образуют общую нашу инфасферу. Плодовитые и подвижные, они неустанно и незаметно вводят нас в состояние вещественно-бытийственного транса.»
Цветовые тоны зайчиков работают непосредственно по вашему подсознанию, взгляд их не замечает из-за их инородности в общем «пейзаже». Но и кроме такого необычного смыслового кода в работах Игоря, концепция каждой работы позволяет вновь ощутить дух времени, переосмысливая его теперь уже немного иначе.
«Кравчучка» х/м. 135х185см.
Бесцветные зайчики на фоне снега, падающего в сине-серой тишине... Картина застыла в воздухе. Сумерки освещаются лишь румяной тыквой, - центром красок и притяжений композиции. По-деловому клетчатая тележка молча рекомендует: «Купи тыкву, покушай, насыться, подари себе радость». Ирония на натюрморты классических мастеров прошлого. Те с удовольствием вырисовывали куропаток и гроздья винограда полу-во-рту девушек, символизируя изобилие. А здесь символ достатка - лишь кусками нарубленный овощ на голой фанерке. Достаточно дорогой, гордо выделяющийся, предмет бизнеса. Пропитание было главной идеей народа среди вездесущей грязи и грубости окурков. Время тихо падающих с неба, бесцветных зайчиков, мелких бизнесменов. Как улитки, медленно тащащих по жизни за собой свои пожитки, робко пытаясь получше продать себя, хотя бы частями. Страшная перспектива, свинцовая.
Всё благодаря нашему первенцу, белокурой бестии. После него украинцы навсегда при словах «гривна падает» будут сметать соль в магазинах. И кичиться айфонами, современными аналогами достатка для неимущих. Кравчук ничего не обещал, но жили так по новому, что как улыбаться по-старому - вспомнили не скоро.
«Все буде добре!» х/м. 370х140 см
С каким же облегчением народ начал ощущать улучшение. В гардеробе появились три пары кроссовок вместо двух: новых и старых. Новый президент обещал, что через год будет пять пар, а через десять лет и своя машина. Потерпите, всё уже улучшается. Благородно дал народу веру в белую полосу. Веру в то, что когда-то непременно наступит лучшая жизнь: вся из сливочного масла, да еще и усыпанная красной икрой. Ирония не покидает художника. Еще слишком заметно, что идол достатка груб как и прежде. Лишь, освоившись в капитализме, зайчики стали двигаться резче (не зевать), в живеньком желто-горячем восторге, пытаясь поживиться доступными кусками. При Кучме появилась надежда, таким запомнился мне этот Президент. Богатство стало доступной и всем понятной мечтой считай каждого: зарабатывать на «хлеб с маслом», да так что бы по бороде икра стекала.
«Соты» х/м. 185х135см.
Прошло несколько лет, но много масла всё не появлялось. И новый президент успокоил, чуть подкрасив цвета надежды, добавив желто-синего колорита. Не в деньгах, мол, счастье, любимые мои, а в дружбе. Отчего же и не поверить, если человек с виду хороший? Зайчики приобрели такой даже некий коричневатый оттенок, упитываясь и тяжелея от предвкушения. Поглядите, они просто купаются, нежась в этой сладости. Для сбычи мечты нужно было быть просто пчелой как и все. Одел вышиванку, и, казалось, прищуришь глаза, открыв рот, а в него сразу начнет заливаться мёд, много мёда. Гротеск ложных надежд и вальяжных пчел кажется даже отчасти печальным. Неужели мы, вы, в это верили?
«Четвертый» х/м. 135х185см.
«Четвертый мой - совсем не такой», - пелось в песне. Образ некоего сверхчеловека у которого всё схвачено. Первый из народа, кто достиг много масла. Что не могло не вызывать зависть и ненависть к этой уверенной ухмылке. Ото идешь по-прежнему бедный, так бы и кинул кирпичом в лицо, улыбающееся с тебя со всех плакатов. Всем казалось, что у парня ноль проблем. А зайцы конкуренты мельтешат по кругу новостей лишь в облаках своих фантазий. Но зайцы набрались контраста и насыщенности цвета, это были уже не те воздушные и нежные до безвольности тела. Так и вскружили голову. Замолотили нашего плейбоя.
«Корона» х/м. 135х185см
И тут… Елейная сладость масла и мёда на облаках вдруг сменилась жестокой реальностью. Как в замедленном кино, с грузно разлетающимися брызгами, в наш мир вторгся «сахарный король», впитав в себя весь наш мёд и всё наше масло, налившись чугунной силищей. Грязно-розовый, желто-безумный фон заслонил пчел и их нежно-розовый рай. Злостной кометой обрушилась на нас струя коричневой жидкости.
Вот так бросишь взгляд на картину и сперва думаешь, что шоколад - эт хорошо, а заяц он по любому добрый. Но присмотревшись несколько минут, ощущаешь тревогу и опасность. «Человек, теперь Я тебя съем», - говорит он. Мол, дешевый шоколад в лозунгах теперь навсегда и нет у тебя, Человек, больше ни надежд, ни перспектив. Ни настоящих, ни медовых.
Общество |
Экономика и Финансы |
Недвижимость |
Банки |
Фото