Теория системного анализа

Feb 01, 2015 11:19

Насколько сильно можно обобщить «понимание мира»?
Есть ли некая парадигма, идея, которая «едина для всего»,
А «всё остальное» является следствием от этой идеи?



Общество | Экономика и Финансы | Недвижимость | Банки
1. Что мы будем анализировать? Предмет беседы
Вводный пример. Программирование упрощается до неких алгоритмов, которые не несут конкретную информацию, но несут законы операций с этой информацией. В этом заключается вышесть уровня идей «алгоритмов», чем «конкретная суть информации», переменных. Как слова и некий контекст между слов. Есть отдельные уровни смысла в значении слов и в их местоположении в тексте, в общей идее текста. Понимая алгоритм или идею текста намного легче понимать как будут вести себя блоки информации, либо какие слова использует автор.

Это частные примеры систем. А какими понятиями, и в какой плоскости нужно «оперировать», что бы сделать «некие логические заключения» о «неких закономерностях», которые объединяют «все примеры, все системы, все явления и понятия мира»? Какой признак является для всего общим, а значит обобщает эти частные в единое явление? Может ли быть конечное понимание «всего», последний уровень системы?



Древние уже давно сводили «конечное знание» в «точку». Точка - из нее все линии. Это первопричина и у нее нет причины, буддисты назвали такое понятие - Шуньята. Пишут, что Шуньята - наиболее трудное понятие буддизма, не поддающееся простому описанию и определению. Но в сторону дробления точки системы уровнем ниже нам уже достаточно известны. Это Инь-Ян: единство и борьба противоположностей. Единая система увеличенной точки (круг), которая состоит из двух систем уровнем ниже («да» и «нет», «1» и «0»). Операции и законы 1 и 0 достаточно детально описывают весь наш мир. Бытие само по себе уже значит единицу, а не ноль в понятийной системе. А различные комбинации 1 и 0 способны закодировать широчайший спектр явлений мира. Перетекание Инь в Ян и наоборот - просто и точно описывает всё многообразие мира. Все системы уровнем ниже исходят из системы Инь-Ян.

Все дальнейшие представления о мире, все явления, научные и эзотерические идеи - это понимание частных систем, форм и видов, составляющих общую систему Инь-Ян. Если считать Шуньяту-точку - Первым уровнем, Инь-Ян - Вторым уровнем, то остальные, более детализированные понятия - уровнями ниже и ниже. Выходит, что если всё многообразие мира бесконечно, и даже бесконечны некие общие понятия для групп явлений, то сам принцип их упорядочивания вполне лаконичен и доступен к применению во всех случаях жизни.

Гегель с его «Наукой Логики» и «системой Гегеля» свел понятия непосредственно к «системам», с идеей, что все явления и предметы мира могут быть общими в чем-то окончательно, различаться только по логическим понятиям. Его подход не нов и мы знаем много античных авторов, которые делали заключения об атомарной структуре мира, то есть, шли в дроблении систем достаточно глубоко для своего восприятия. Другие авторы исследовали роль человека в мировой системе: мы знаем Феербаха, Канта, - соотносивших индивида, психику с восприятием «мира», «неким абсолютно иным» от человека. Психиатры уровня Хорни и Фрейда - выделяли «Эго» как некую систему, состоящую из подсистем. Социологи выделили «сверхсистему» по отношению к индивиду - общество. Биологи всё сводят в «живому». Физики занимаются своими системами, химики своими, актеры - своими.



Практика анализа систем привела к выделению неких «общих закономерностей», а значит неких «общностей» у анализируемых явлений. Можно назвать то, что в итоге вышло: «многомерным многофакторным анализом систем». А сам «анализ систем» свести к «вычленению значимых или решающих факторов» в системе уровнем выше, нежели анализируемый объект.

Во многих случаях нашей жизни возможно применять только такой «многофакторный многомерный анализ»: экономический прогноз, демография, социальные отношения в соц сети, сейсмоактивность, метеорология, физика тонких материй. Эти системы невозможно понять полностью, настолько тяжело просчитать поведение «всех факторов». Но возможно понимать значимые факторы и «русло поведения системы». Когда вода льется из крана, сложнейше просчитать, - какой точный нитевидный путь каждой молекулы воды из крана в чашку в общем ручье. Но легко понять, что общая масса воды, и каждая капля - будут течь вниз. Гравитация - решающий фактор в этой системе.



Если есть понимание «общей системы», то уже можно понять поведение «ее частных», и наоборот наблюдая какие-то отклонения в предполагаемом поведении «частных», можно и нужно корректировать свои представления об этой «общей системе» для этих частных. Всё по Шерлоку Холмсу - дедукция и индукция, анализ и синтез.

Перейдем к теме беседы:2. Понятия (методология) системного анализа.
Система - это «некая общность», что имеет «определяющий признак», выделяющий «это некое» от «других неких». Яблоко от груш, школьников от школьниц, Шуньяту от Инь-Ян. Это «особый признак», отличный от других, признак индивидуальности.

Каждый признак - это «смысл», «личная суть» некоего, суть его индивидуальности. В вычлененном определяющем признаке - главная идея явления. «Точка - это то откуда можно провести любую прямую», - и это исчерпывающая суть и признак точки. Признак задает как ранг системы (фрукты обобщают яблоки и груши), так и отличие от равноуровневых явлений (отличает яблоки от груш), и обобщение для своих частных (нечто желтоватого цвета определенной формы - это груша). Дамский пистолет, пистолет, огнестрельное оружие, оружие, инструмент, изделие. У каждого явления в списке есть свой признак, «своя суть», выполняющая «свои функции».



Признак не может быть вычленен, если он не «коммуницирует», если у него нет функции. Если «нечто» есть - то как мы узнаем о том, что оно есть? Значит него есть какая-то «роль в мире», функция, по которой мы «узнаем» и выделяем его от других. Медики говорят: «функция рождает орган» (про тело человека). В этом «единство и борьба противоположностей» Инь-Ян: нечто есть, если есть коммуникация, а значит есть «чему-с-чем» коммуницировать. Есть катод и есть анод, есть Событие и есть Наблюдатель.

Коммуникация это двусторонний процесс изменения взаимодействующих систем. Каждая акция (действие-инициатор) возможна, только если есть реакция. Вспомним школьную задачу про лодку, гребца, законы Ньютона и точку опоры. Осуществление факта акции-реакции происходит когда изменяется «получатель коммуникации», когда получатель изменяет свою структуру под воздействием инициатора.



Функция, роль явления это и есть суть явления, его признак. И доказательство бесконечности мира. Система существует - если она коммуницирует, а если она коммуницирует - значит состоит из частных систем уровнем ниже. И напротив, если система коммуницирует с другой системой, то весь процесс коммуникации и участников - можно обобщить в единое явление.

Несостоятельность Гегеля и буддизма?
Так а как же «точка», как «Первый уровень», ведь на ней всё заканчивается? Или точка тоже часть системы уровнем выше? Частью какого понятия является Пустота-Шуньята, одновременное бытие и небытие? Что не дописал Пелевин и мировые религии за всю историю? Как пояснят физик то, что субатомная частица это волна с некой вероятностью существования? Песчинка на ладони есть и ее как бы ее нет. Сложно представит нечто бесконечное, существующее и не существующее одновременно. Тот же Гегель погорел на точке, заключив, что: мир не бесконечен вокруг бильярдного шара, так как мир это некое всё, что «не шар», и мира нет там где есть некое «шар», мир конечен на поверхности шара. А выходит, что усложнение и упрощение бесконечный процесс. Многофакторность и многомерность мира бесконечна.

Известный парадокс второго закона термодинамики и эволюции не существует?
Можно сказать даже точнее: при каждой коммуникации - система усложняется, чем сложнее система, тем больше коммуникаций внутри нее. Что разрешает парадокс второго закона термодинамики (простота системы со временем увеличивается, а упорядоченность, сложность - уменьшается) и наличия факта эволюции, - постоянного усложнения биологических систем. Ведь физики рассматривают «замкнутую» систему, которой биологическое не является. С каждой коммуникацией Солнца, гравитации и прочих внешних, по отношению к биосфере, влияний - сложность система «биосфера» возрастает.3. Системный анализ мира, воспринимаемого человеком
Значимые факторы - это наиболее значимые коммуникации, русла реки. Человек коммуницирует с планетой Земля наверно больше всего через силу тяготения. Ходим по шару и не падаем. Магнитное поле «общается» с нами вроде бы меньше. Гравитация - «значимый фактор» для системы человек. Можно легко спрогнозировать, что человек 100% будет ходить по поверхности Земли, не парить, не проваливаться в грунт до ядра. Система из частных: «Земля, человек, гравитация» - нам ясна гарантированно. Настолько гарантированно, насколько точно мы смогли определить факторы, а в этом случае это не сложно.

Как анализировать сложные системы? В каждой системе есть более значимые факторы, и менее значимые, причем каждый в своей плоскости-многомерности. Как книга, где много страниц, а на каждой странице буквы ближе к краю или дальше. Чем обобщающее отдельный фактор - тем он и значимее для всей системы. Русло обобщает молекулы воды. Буквы на обложке книги - более значимы чем те, что внутри. Заглавие вмещает в себя все буквы книги, обобщает их. Понимая такой значимый, обобщающий фактор в системе уровнем выше, мы четко будем понимать - как будут вести себя системы уровнем ниже. Сведя понимание жизни в точку - будешь знать как поведут себя все проявления жизни, все ее законы и перемены, все направления линий из точки. Это не теория, так мы и живем на практике: понимая как работает желудок, кладем в рот пищу, прогнозируем ее поведение дальше. Мудрый футболист бежит по краю поля в пустоту - предугадывая, что туда будет удобно дать пас. Он не анализирует текущую ситуацию, он понимает систему уровнем выше и предугадывает ее поведение.

«Многомерный, многофакторный анализ систем» сводится к поиску «более общей» системы, чем «наблюдаемая», для изучения коммуникаций между частными «общей системы», понимания их функций, необходимого устройства частных для реализации этих функций.

Это даст понимание как внешней среды, условий жизни для «наблюдаемой системы». Так и необходимую структуру «наблюдаемой» системы для выживания во внешней среде.

Какие системы мы можем выстроить «вперед и назад» от понятия Человек?
Человекоцентрична ли система мира? Почему социология это «наука обо всём»?



Выделяю такие уровни базовых систем понимания мира,
От общих к более частным по убыванию:

1. Общий закон бытия, или гармония. Всё коммуницирует объективно, по своей природе. Сам факт явления и есть истина.
2. Физика частиц как ее понимает Хокинг. Всё состоит из атомов и так далее.
3. Химия молекул. Взаимодействия, заметные «вооруженным глазом».
4. Метамолекулы, или организмы.
5. Биология, как коммуникации между автономными организмами.
6. Социология, как частный пример биологической коммуникации,
наше некое «транс-персональное Эго»:
---6.1 Культура (этика), идеологический аппарат общества, то что определяет структуру социума. Общая нервная система социума.
---6.2 Экономика, то что реализует культуру выживания (сохранения целостности индивидов-метамолекул) через структуру социальных отношений.
---6.3 Финансы, исчисление экономических отношений, приведение к общему измерению.
7. Психика индивида, целостная личность, персональное Эго, индивид.
8. Отдельные модели поведения, отдельные варианты «Я» внутри «Эго», неосознанное.
9. Отдельные явления в прошлом, образы событий, которые формируют модели поведения.
10. Филогенетические, и генетические предпосылки различных моделей поведения.

И что это даст?
Если мы понимаем как устроены атомы, то поймем и молекулы, поймем клетки человека. Поняв клетки человека и их отношения с внешней средой - поймем роль биологической популяции, а в ней роль человеческого вида. Понимая роль человеческого вида - поймем законы внутри популяции, какими идейными алгоритмами определяются трансформация человеческой популяции и ее структуры. Понимая идеи - поймем какими коммуникациями осуществляется взаимодействие частей социума от крупнейших социальных пирамид - государств, через более мелкие (например, корпорации, спортивные команды) до межличностых. Понимая межличностное общение - поймем структуру нашего «Эго».

Понимая структуру «Эго», можем предположить возможные русла формировании личности, социальной группы, социума и смысла жизни вообще (если система уровнем выше задает ограничения, то и смысл жизни может быть только в неких рамках).

Понимая социальные отношения, поймем экономические, а значит и их циферный обсчет (финансы). Из финансовой таблицы можем сделать выводы о демографической ситуации и даже о влиянии всей популяции на планету (вырастет добыча нефти или нет).

Применение системного анализа:
В последние лет 50, со всё возрастающей детализацией трактовки, применяется мем «поведенческая система»: поведенческая экономика, психология, психиатрия. Но для более ясного понимания - необходимо анализировать всю популяцию и высшую относительно ее систему (физический мир) комплексно. Не «поведенческая экономика» как анализа действий индивидов, но «социологическая экономика», которая залазит и в физику, и химию, и в психику индивида. Любая отрасль психологии прямо связана как с психическим, так и с социологическим, и даже с общефизическими законами. В народе выражение «читать между строк» известно уже довольно давно, также известно, что с «горы видно дальше», а детально изучать нужно «под микроскопом».
Системный подход к экономике на уровне правительств, корпораций, выдающихся достижений личностей - давно и прочно и социологический, и системный в целом. Без системного подхода Эйнштейн и Дарвин не выделили бы тех знаний. Без системного подхода невозможно организовать любой бизнес, и упорядочить жизнь любого индивида. Без социологического подхода невозможно предсказать и смотивировать поведение народных масс, а между тем управление народами известно с Античности.

Общепринят все же механизм «частных суждений». Публично обсуждаются финансовые графики, но не социальные закономерности, которые и приведут в итоге к финансовым графикам. А общепризнанными финансовыми аналитиками есть те кто строит графики для каждого частного случая, но не пытается осознать все графики сразу, и даже предположить тех, которых еще никогда не было.

Общепринято применяются частные линейные инструменты «если - то». Человек как бы анализирует только одно частное, в одной из его множества функций. И когда решение принимается по широкому, важному вопросу - то множество отдельных «если - то» затрудняют решение, слишком много параметров решения делают его фактически не прогнозируемым. При системном подходе - всегда четко ясно «какие» «если - то» важнее, приоритетнее.

Формулировка «любого понимания явления» с точки зрения «понятий системного анализа» поможет намного лучше структурировать знание, а значит и успешно его применить.

Общество | Экономика и Финансы | Недвижимость | Банки

шуньята, теория систем, инь янь, буддизм, анализ, инь-ян, поведенческая экономика, общество, социологическая экономика, системное мышление, логика, системный анализ, Пустота в философии, философия, синтез, инь ян, социология

Previous post Next post
Up