Впечатления от «Книги тысячи и одной ночи»

Mar 22, 2023 10:27


«Книгу тысячи и одной ночи» я читала долго. Ну, не тысячу дней, конечно, но близко к тому; почти два года я погружалась в мир персидских и арабских сказок, наслаждалась их колоритом, сопереживала героям и извлекала мораль.



Мораль, если вкратце, можно выразить так: «Хорошо, когда ты молод и красив. Отлично, если при этом ты ещё и богат. Просто замечательно, если вдобавок ты знатен; совсем уж великолепно, если ко всему ты ещё и умён. Но если не повезло - то отсутствие всего вышеперечисленного легко исправляется истовой верой в Аллаха! Потому что истинно верующих Аллах непременно наградит, и по воле его появятся у тебя и богатство, и знатность, и молодость, и даже ум».

Примечательна проповедь из вставной новеллы «Сказки о Джаллиаде и Шимасе», сейчас процитирую: «Нет сомнения, что у вас недостаток ума, раз вы отчаялись в милости великого Аллаха и в поручительстве его за благополучие всех его тварей. Разве не знаете вы, что Аллах (слава ему и величие!) наделяет своих рабов без счета и что определил он их надел раньше, чем сотворил? И мнение моё, что в нашей беде нет ничего лучше, чем просьба у великого Аллаха, и надлежит каждому из нас исправить свои помышления перед господом и в тайном, и в оглашаемом, и взмолиться Аллаху, чтобы он освободил нас и спас, ибо Аллах великий не обманывает надежды того, кто на него уповает. Лучше всего нам терпеть и ждать того, что сделает с нами Аллах. И если постигнет нас смерть, как бывает обычно, мы отдохнём, а если постигнет нас то, что требует бегства, мы побежим…»

Вот это вот «надо молиться и ждать, что Аллах нас спасёт, а если всё-таки умрём (как бывает обычно!), то всё к лучшему, потому что тогда мы хотя бы отдохнём»… вот это отзывается в моём сердце. Тоскливой тупой болью отзывается.

Но если оставить в стороне серьёзность, то могу признаться, что где-то примерно к середине книги я и сама прониклась величием Аллаха. Это же совершенно потрясающий универсальный двигатель сюжета! Корабль приплывает туда, куда приплыть не должен, потому что направлялся совершенно в другую сторону? - ничего удивительного, так свершилось по воле Аллаха. Герой продаёт невольницу, хотя ему три раза советовали её не продавать и он поклялся этого не делать? - это не герой идиот, это Аллах предрешил ему продать невольницу, а что предрешено Аллахом, того не отменишь. Герой встречает сына, которого считали мёртвым? - Аллах велик, ему и не такое по силам… Любые невероятные совпадения, любые странные побуждения и поступки - всё, всё можно объяснить волей Аллаха. Если же у слушателя/читателя вдруг возникнет вопрос «а почему, собственно, всевышний распорядился именно так?», то наготове ответ: «Аллах лучше знает!»

В числе прочего Аллах установил, что мужчина важнее женщин; «Аллах - слава ему и величие! - поставил мужчину выше женщины и поведал, что женщина - половина мужчины, так как он достойней её» («Рассказ об учёной женщине»). И действительно - тут мы возвращаемся к серьёзности - на взгляд современного человека, мир «Книги тысячи и одной ночи» очень недружелюбен к женскому полу. В сказках этой книги действуют многие женщины, с разными и зачастую очень яркими характерами: мудрые наставницы, смелые воительницы, остроумные красавицы и ловкие воровки… Собственно, один лишь образ Шахразады, которая почти три года каждую ночь, без перерывов, рассказывала царю интересные истории, а заодно родила ему троих сыновей - один лишь её образ чего стоит! Но, увы - при всех своих достоинствах женщина может жить счастливо только тогда, когда подчиняется мужчине и ублажает его. Если она этого не желает - к концу сказки непременно найдётся мужчина, который её одолеет и принудит к покорности, ну или просто убьёт.

Очень показательна в этом смысле «Сказка о Камар-аз-Замане и жене ювелира». Герой сказки прикладывает невероятные усилия, чтобы соблазнить красивую и гордую жену ювелира, тратит на это время, деньги - наконец ему это удаётся, и любовники договариваются, что женщина добьётся развода и выйдет замуж за Камар-аз-Замана, чтобы прожить вместе остаток жизни. Жена ювелира переносит к любовнику всё богатства мужа, и с этими богатствами они уезжают на родину Камар-аз-Замана.

«И он стал рассказывать своему отцу всё дело с начала до конца. И когда он кончил свой рассказ, Абд-ар-Рахман сказал: “О дитя моё, и после всего этого разве ты на ней женился?” - “Нет, - сказал Камар-аз-Заман, - но я обещал ей жениться”. - “А ты хочешь жениться на ней?” - спросил Абд-ар-Рахман. И юноша ответил: “Если ты мне прикажешь, я это сделаю, а если нет, я на ней не женюсь”. - “Если ты на ней женишься, - сказал ему отец, - я буду свободен от ответа за тебя в дольней и последней жизни и разгневаюсь на тебя сильным гневом. Как ты на ней женишься, когда она сделала такие дела со своим мужем? Раз она сделала их со своим мужем ради тебя, она сделает и с тобой то же ради другого - она обманщица, а обманщице нет доверия. Если ты меня не послушаешься, я буду на тебя гневен, а если ты услышишь мои слова, я поищу тебе девушку лучше её, чистую, непорочную, и женю тебя на ней, и устрою свадьбу, подобной которой не бывало”. И Камар-азЗаман сказал: “О батюшка, если дело обстоит так, то нет у меня привязанностей к женитьбе на ней”».

В итоге жену ювелира убили, и все сошлись на том, что поделом ей; а что до Камар-аз-Замана, то на нём нет греха, цитирую, «так как у всех мужчин есть охота до женщин, и женщинам следует не даваться мужчинам». Такая вот логика.

Подобных примеров в книге можно найти множество. Что поделать - отношение к женщинам как к существам низшим в те времена было нормой; хорошо хоть сейчас это норма не везде…

Но, подводя итоги, могу сказать, что всё-таки рада, что прочитала «Книгу тысячи и одной ночи» целиком. Это по-своему восхитительное чтение, такое… колоритное. Какие эпитеты, какие сравнения! Какие любопытные бытовые детали.

А также присказки и поговорки. Нет, действительно: я уверена, что без поговорки «Паломничество не завершено без сношения с верблюдом» моя жизнь многое бы потеряла!..
Previous post Next post
Up