Епископ Григорий (граф Граббе) о старообрядцах

Jun 26, 2011 21:13

из письма епископа Григория (Граббе) архиепископу Антонию от 20.12/02.01.1974 г.

Что касается вопроса о старообрядцах, то его подняли в последние дни, когда Митрополичье письмо уже было написано. Я лично всегда во многом сочувствовал старообрядцам, но не всем, ибо одним словом их нельзя охватить. Старый обряд в сущности сам по себе не был под ( Read more... )

история, история церковная

Leave a comment

yungerov_yuriy June 26 2011, 18:13:43 UTC
Спасибо, очень хорошее письмо. Перепощу.

Reply

artemiy1729 June 26 2011, 18:31:18 UTC
помешение этого как раз связано с Вашим диалогом с о. Алексеем (Лебедевым) по поводу единоверия. Я не совсем понимаю какого-то умилительного отношения к старообрядцам, которое так популярно сейчас. И благочестие у них, дескать, всегда было на какой-то головокружительной высоте в отличие от официальной церкви, и иконопись у них самая правильная и т.д., и т.п. С чего это взяли? Уже то, что старообрядцы, плюющиеся на троеперстие, готовы был тем не менее терпеть беглых попов, многие из которых были пьяницами и стяжателями (а примеров тому достаточно) говорит не в пользу этого.

Reply

yungerov_yuriy June 26 2011, 18:40:15 UTC
Да, я так и предполагал, что это своеобразный ответ на тот диалог.

Мне так кажется, что симпатии к маргиналам-старообрядцам связаны как раз с маргинальностью ИПЦ-юрисдикций. Т.е. та юрисдикция, где хотят за всех покаяться, все поменять, сделать правильно и т.д., уже должна наводить на определенные сомнения (если это тенденция, конечно, а не частные высказывания).

Reply

p_alexey June 26 2011, 19:38:47 UTC
У вас все в одной куче: беглопоповцы, безпоповцы, единоверцы. Хоть разберитесь сначала, ху ис ху.
Симпатии к старым обрядам характерны для всего православия, даже сергиян: знаменное пение, традиционная иконопись все это сохранили старообрядцы. Или вы будете доказывать, что партесное пение и академическая живопись, вместо икон - это самый что ни на есть православный главный шлях.
П.С. Поскольку я белый поп, моя фамилия пишется без скобок. Так только у монахов.

Reply

партесное пение nectarius June 26 2011, 23:54:29 UTC
Ну, смотря что понимать под партесом. Если барочные авторские произведения, то они, по большей части, действительно неуместны в богослужении; а если простой четырехголосный обиход - то я, например, откровенно предпочитаю его знаменному распеву. Как ни крути, а все мы уже во многих поколениях воспитаны в европейской музыкальной культуре, и поэтому гармония более естественна для нашего уха, нежели унисон.

Reply

Re: партесное пение p_alexey June 27 2011, 07:29:47 UTC
Я согласен с тем, что обиход может быть т.с. приличным. Но все равно остается при этом чувственным.

Reply

Re: партесное пение остается чувственным nectarius June 27 2011, 12:58:04 UTC
Все, что воспринимается чувствами, остается чувственным: что знамя, что партес. Мысленное пение -- это только у ангелов И каково оно -- мы не знаем :)

Reply

Re: партесное пение остается чувственным p_alexey June 27 2011, 14:39:06 UTC
Тем не менее, святые однозначно высказывались в пользу унисонного пения, полагая его подобным ангельскому.

Reply

Re: партесное пение остается чувственным florentioslg June 28 2011, 08:08:06 UTC
Прибедняетесь%)

Reply

Re: партесное пение p_alexey June 27 2011, 08:41:56 UTC
Кстати, а почему греки не воспитались на европейской музыкальной культуре?

Reply

Re: партесное пение nectarius June 27 2011, 12:40:09 UTC
Потому что жили под туркой.

Reply

Re: партесное пение p_alexey June 27 2011, 14:38:07 UTC
Уж сколько не живут! Пора перевоспитываться, переходить на 4-х голосый обиход.

Reply

Re: партесное пение artemiy1729 June 27 2011, 16:15:39 UTC
Зато греки приняли новый стиль:)

Reply

Re: партесное пение p_alexey June 27 2011, 18:38:55 UTC
Я этих вообще во внимание не принимаю. Говорю только про старостильников.

Reply

yungerov_yuriy June 27 2011, 05:47:38 UTC
Разве Вам не надоело жевать жвачку?

У меня как раз никакой кучи нет. Симпатия к ТЕМ старообрядцам, которые отделялись в 17 веке свойственна всем: и беглопоповцам, и беспоповцам и единоверцам.

Если старообрядцы и сохранили знаменное пение и каноническую иконопись, то это не значит, что данные моменты - их собственность. И то, и другое сохранялось на протяжении всего этого времени и у "никониян". Что касается партеса, то его начали вводить еще Никон с Аввакумом, когда они состояли в движении боголюбцев.

Ваш п.с. - это к автору журнала, а не ко мне :)

Reply

p_alexey June 27 2011, 07:33:46 UTC
У никониян они сохранились случайно, вопреки. Хотя действтельно, знаменное пение не переставало быть "оффициальным" в Росс. Церкви. Чему доказательством служат квадратонотные сборники, выпущенные Синодом в конце 19 - начале 20 вв. Но к этому времени подобным образом пели всего в нескольких монастырях.
То что Вы называете "партесом" 17 века, называется строчным многоголосием. Там был другой принцип.

Reply


Leave a comment

Up