Jun 26, 2011 21:13
из письма епископа Григория (Граббе) архиепископу Антонию от 20.12/02.01.1974 г.
Что касается вопроса о старообрядцах, то его подняли в последние дни, когда Митрополичье письмо уже было написано. Я лично всегда во многом сочувствовал старообрядцам, но не всем, ибо одним словом их нельзя охватить. Старый обряд в сущности сам по себе не был под клятвой, а под клятвой были люди, отрицавшие православие нашей Церкви и ей не подчинявшиеся. Вопрос делается сложнее, когда мы думаем о разных толках: можно ли снять прещение с ересей в "догматических письмах" Аввакума? Или дичь таких сектантов, как ветковцы? Самое самосожжение, по исследованию проф. Барсова, иногда было не от страха преследования, а по изуверской мысли очищения себя огнем. Сама Церковь не участвовала почти вовсе в их преследовании. Только недолгое время через нее взимали с них налог, но Синод скоро сумел освободиться от этого. Преследования были государственные и по политическим причинам, поскольку старообрядцы (некоторые) признавали государственную власть антихристовой и не хотели ей подчиняться. Церковь же ограничивалась миссией, иногда очень успешной, даже до введения единоверия.
Мне кажется, что Собору не было ясно, какие клятвы снимали и за что каялись за всю Русскую Церковь. Можно ли снять клятвы за дикие секты или с беспоповцев? Ведь кроме белокриницких и по беглому священству, старообрядцы совсем утратили Православие...Статья проф. Барсова об инквизиции в России содержит очень важные данные. Он мог исследовать дело по архивным данным и был очень объективным и серьезным ученым... Я пробовал доложить определения Святейшего Синода по поводу единоверцев для справки, но на это не обратили внимания. Сам я тоже не ожидал этого вопроса и не мог приготовить более полного материала. В частности, ссылка на Митроп. Антония очень неполная. Он не признавал объективной нужды в снятии каких-либо клятв, но из снисхождения к старообрядцам допускал возможность церемонии, которая довела бы до их сознания, что на обрядах клятв нет. Для этого он предлагал даже нарочитую церемонию с участием Восточных Патриархов. Он надеялся, что тогда малообразованные старообрядцы поняли бы, что клятвы наложены не на обряды, а на людей, упорно противящихся Церкви. Сами старообрядцы, здесь по крайней мере, не оценили, кажется, наше постановление, а один в газете даже насмеялся над нами. С их точки зрения, им наше снятие прещений неинтересно, ибо нам надо каяться в уклонении от Православия, а не им от чего-то отказываться.
из письма К.В. Скворцову 4/17.03.1975
Относительно Вашего письма Митрополиту, далеко не во всем могу я с Вами согласиться, хотя от всей души сочувствую Вашей основной цели: защите старообрядцев и примирению с ними. Совершенно искренне, несколько лет тому назад, когда их священники в США приглашали меня стать их митрополитом, я писал им, что кроме нашей непорочной Зарубежной Церкви больше всего я имею симпатии к ним. Конечно, они нам ближе, чем евлогиане или Американская Митрополия. Но нельзя, защищая старообрядцев, впадать в осуждение не отдельных лиц, а Церкви Православной, Непорочной Невесты Христовой. Это именно и есть тот грех, из-за которого произошла трагедия раскола в Русской Церкви. Старообрядцы не удержались на отвержении патриарха Никона, а перешли к отвержению Церкви. И при этом, никак нельзя рисовать старообрядцев какими-то кроткими овечками. Лучший из возглавителей старообрядчества, протопоп Аввакум в своем замечательном дневнике откровенно пишет, что была бы его власть, он бы "борзого кобеля" Никона и всех его сторонников "переполосовал бы как собак". Век был грубый и жестокий.
история,
история церковная