Согласно Фоме низшие ангелы не могут переходить на более высокий природный уровень высших ангелов и не могут переходить на другой уровень приобщения благодати, люди же могут переходить на другой уровень благодати но не природы. Кн 2 Стр 532 - 533.
Невозможно отрицать переход на другой уровень природы и благодати для ангела , так как все они стремятся к совершенному Богу
и благодать как для ангелов, так и для людей соответствует природному состоянию индивида. Благодать может быть там где есть природа, воспринимающая эту благодать, при этом благодатное может быть дано сверх меры так, что дар несоразмерно превышает природу человека имеющему бытие при принятии благодати, таким образом дар усваивается природой соразмерно новому благодатному состоянию и дарует несовершенному и несоразмерному соразмерность и горизонт большего совершенства.
Надлежит сказать, что ангелы так же не установлены на одном определенном уровне иерархии, но стремятся к совершенному Богу и могут восходить в более высокий чин, так и низходить на менее высокий.
У Фомы Аквинского затруднения вызваны недостаточно продуманной интерпретацией Ареопагитик, так у Фомы каждому чину ангельской иерархии соответствует своя отдельно взятая природа и по причине неизменяемости природы ангела, переход на другую степень для ангелов закрыт, вследствие чего, даже благодатный дар не может возвести ангела к архангелам, т.к. дар для ангелов соответствует природе ангела, для природы архангелов другой природный благодатный дар...
Вторая причина затруднений перехода от ангелов к архангелам есть представление об ангельской иерархии, так и о мире, целостном существующем сотворенном миропорядке, как о законченном и совершенном.
Далее 534 - 537. О порядке злых ангелов. Фома смягчает позицию о невозможности ангелов восходить в более высокие чины, он отмечает два состояния благодати: несовершенное, то есть состояние продвижения в заслугах, и совершенное состояние завершенной славы...
Здесь Фома не объясняет подробности, но лишь показывает возможный вариант решения проблемы.
Согласно Фоме демоны, как и ангелы не равны по природе, а люди равны по природе... у демонов есть другая иерархия соответствующая степеням отпадших ангелов... природа демонов добрая, но очень сильно омрачена грехом и оттого имеет повреждение, понимаемое как недостаток добра и отсутствие желания действовать согласно доброй воле. Кн 2 534 - 537.