Является ли мышление ангела его субстанцией Кн. 1 стр. 661 Фома: " Отвечаю: надлежит сказать, что невозможно, чтобы действие ангела или какого - либо другого творения было его субстанцией". Далее (с. 664 - 665), согласно Фоме "... не следует, что в ангеле бытие и мышление тождественны. " , в сравнение с человеком "... из всех способностей души им могут подобать только разум и воля..." .
Надлежит сказать, что в ангеле мышление явл. субстанцией, так различаются субстанциональное мышление,чувство, сила, воля... но реально ангел есть целостный неделимый индивид. Чувство у ангела утонченное, имеющее мистическую интуицию воспринимать и глубоко чувствовать тонкие природы.
Известно, что Фома отрицает возможность ангелов чувствовать, а чувства соотносит только с человеками и животными. Следует сказать , что ангелы чувствуют мысленно, сами есть мысленное чувство, имеют мыслительный вкус, которым различают оттенки мыслей.Чувство ангела более тонко и есть не только разумное качество, но и интуитивное мистическое вожделение к Богу, ко всему прекрасному сотворенному, оно более высокого порядка, чем у человека, но сравнимо со святым человеком. Интуиция есть внутреннее, сотворенное Богом тайное качество, и оно не обозначено так же четко, как разумное мышление. Так, следовательно, мышление, сила, воля, чувство... есть субстанциональные качества и они неразделимы с субстанцией ангела.
Другое, когда какое - любо желание или различаемая в ангеле мыслительная сила, понимаемая, как мысль, может быть каким - то образом отделенными. Нам известно , что ангел сотворен с возможностью передавать мыслительную силу, волевое устремление, чувство вожделения к высокому и совершенному. И так, в этом перемещении другому, таких качеств, как мыслительная сила, волевое устремление, чувство прекрасного и святого, можно понимать, как нечто акцидентальное.