Библия может быть рассматриваема чисто с внешней стороны, как предмет религиозного искусства, разнообразно украшенный ювелирными изделиями снаружи и живописными изображениями внутри книги. Так с формальной точки зрения библия может быть предметом почитания. При этом внутренний смысл не отвергается, но и не является чем то первостепенным. Человек конечно знает, что эта книга несет внутри себя высокие смыслы и может стать для внутреннего душевного устроения источником благодатных размышлений. Но, как правило, в силу сложившихся обстоятельств или из - за узости мировоззрения или по причине рассеянности ума, человек не может воспринять глубину библейских смыслов и через благочестивые размышления быть приобщенным благодати.
Тем не менее, человек может формально почитать библию как потенциальную носительницу богодухновенных смыслов, которые в будущем при более благоприятном внутреннем устроении, могут быть открыты и проявлены для души человека своим святым благодатным действием.
В этом случае библия воспринимается как внешний символ, направляющий к реальному внутреннему смыслу книги, но сам этот внутренний смысл затрагивающий лишь поверхностно. Символ в этом случае на первом плане, а внутренняя идея богодухновенного смысла отходит далеко от сердца человека.
При другом виде почитания библии, предметом благоговения для человека могут быть только исключительно внутренние смыслы книги, а не внешние символические эйдосы. В таком случае человек напрямую внимает внутренним чистым смыслам библии или какой-либо другой книги, содержащей глубокие благодатные рассуждения или высокие нравственные образцы подражания.
Таким образом, человек воспринимает смысловую суть книги, а не внешние эстетические образы. При этом книга может содержать самые разнообразные смыслы - глубокие, простые, большие и менее важные… Смысл от смысла отличается, как и внешние украшения отличаются своим художественным мастерством и богатством благолепия.
Нельзя отрицать ни одного из видов почитания. В первом случае человек все - таки понимает важность священной книги и отчасти припоминает внутренние книжные смыслы, что впоследствии может привести к более глубокому почитанию библии и других богодухновенных книг.
Примерно то же самое можно сказать об именах Божиих. Т.е. имя Божье так же может пониматься как внешний символ, либо возможно почитание имени Божьего, при котором воспринимается внутренний божественный благодатный смысл.
Формальное благоговейное почитание имени Божьего через припоминание и веру человека может привести к внутреннему более глубокому пониманию того чистого облеченного в силу богодухновенного смысла, внутри которого особым образом присутствует обоживающая благодать.
В первом случае действие благодати менее интенсивно. Человек воспринимает имя Божье лишь частью рассудка или отдельно взятой мыслью, но не внутренним умом.
Такое почитание имени Божьего худшее второго, но и оно не должно отвергаться, поскольку пробуждает в человеке память о Боге. Однако долгое пребывание в таком устроении, может привести человека к раздражению и внутреннему душевному расстройству, потере благоговения к святыне, что в конечном итоге, приводит к оскудению веры и охлаждению добродетели.
В имени, как и в любом другом слове, различаются каллиграфические знаки - буквы, каждая из которых несет свой пространный и потому неопределенный смысл. Вне слова этот смысл не ясен, вследствии того, что он не прикреплен к конкретному слову. Для имени данный каллиграфический знак (внешний символический эйдос) несет некоторый определяющий внутренний смысл, применяемый к более целостной идее других каллиграфических знаков со своими внутренними смыслами. В итоге сочетание внешних каллиграфических знаков приводит к символическому внешнему обозначению всего имени, при этом все слово, обозначенное рядом каллиграфических знаков, несет уже более определенный внутренний смысл конкретно взятого имени, а не только отдельно взятых знаковых символов в виде букв. Таким образом, смысл имени или какого либо слова проявляется яснее и понятней. Помимо того, что имя может быть изображено каллиграфически, оно может быть оформлено через звукосочетание без каллиграфического начертания и даже просто мысленно воспроизводиться через память рассудка.
Имя, как и любое другое слово, так же может быть изображено разнообразным каллиграфическим стилем или даже художественно. При этом одинаковые по звучанию имена могут нести очень значимое различие смысла. Так смысл имени Иисус Навин отличен от имени Иисус Христос. Иисус Навин праведный человек предводитель еврейского народа, а Иисус Христос есть Богочеловек Спаситель мира. В первом случае имя Иисус не является именем Божиим, во втором варианте имя Иисус несет более глубокий Богочеловеческий смысл. Следовательно, едва ли можно говорить об одинаковом действии благодати в этом имени, с другой стороны допустимо ли отрицать вообще какое либо действие обоживающей энергии через имя Иисус Навин ?
По этой теме есть беседа с Тугодумом
http://tugodum.livejournal.com/522551.html?thread=6357559#t6357559