Наткнулся на хороший текст о православии, социализме и осмыслении нашего прошлого
Оригинал взят отсюда:
http://yunik200.livejournal.com/35126.html Православный взгляд на человека исходит из того , что человек создан по образу и подобию
Божьему. И его задача состоит в том, чтобы путем исполнения заповедей максимально приблизиться к идеалу - Христу .
Социализм же представляет собой некоторый переходный этап к коммунистическому обществу, в котором общество вырвется из под власти капитала и независящих от людей внешних обстоятельств . ' Из царства необходимости в царство свободы ' (К.Маркс) . Устраивать же свою жизнь будет в соответствии с высокими представлениями о человеке и его предназначении , в частности нашедшим отражение и в классической русской литературе . Война с фашизмом показала успешность и эффективность нового общества .
Явным образом представления о новом человеке нашли отражение в моральном кодексе
строителя коммунизма на 22 съезде КПСС ( в 3 программе партии) . Причём кодекс в значительной степени пересекается с заповедями Христа.
Таким образом , и в Православии , и в в идеологии коммунизма высшей ценностью был объявлен человек . Только в Православии акцент делался и делается на внутренней борьбе с грехом практически индивидуальной ( конечно, c помощью Церкви ) . Устроение же общества относится целиком на Божье усмотрение . У коммунистов же, наоборот , много внимания уделялось устройству общества и недостаточно человеку . Моральный кодекс строителя коммунизма так практически и остался декларацией о намерениях , без какой-либо дальнейшей проработки . И усугублено это было большой идеологической ошибкой партии , торжественно обещавшей : « нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме ' И тут имелось ввиду в первую очередь построение материально-технической базы коммунизма . Средством была заменена цель , превратившееся вскоре в самоцель, при достижении которой автоматически должен был появиться новый человек .
Подобным же образом нередко происходит подмена в сознании родителей . Им, прожившим нелегкое детство и научившихся ценить достигнутое благо кажется, что нужно дать детям это благо, а ценить они его будут автоматически. Чего само-собой не происходит и приводит к конфликтам, непониманию, разрыву поколений . Здесь речь идет, конечно, о неправильном представлении о любви.
Аналогично в соответствии с богословскими представлениями Бог посчитал необходимым, чтобы Адам и Ева потеряли Рай и через осознание своей потери научились его ценить по настоящему . Все в соответствии с народной мудростью - что имеем не храним, потеряем плачем. А мудрая родительская любовь не только дает благо своим детям , но и учит их ценить это благо т.е. благодарности . Благодарность же в широком смысле этого слова это благодарность не только родителям , но и к учителям , обществу поколениям предков ,создававших и защищавших государство.
Здесь вырисовываются и необходимые принципиальные моменты идеологической работы по воспитанию нового человека.
Тупиковость же ставки на развитие материально-технической базы коммунизма начала проявляться ещё в 60-х годах ( фильм «Июльский дождь» Хуциева М.М. ). С одной стороны гуманитарная интеллигенция, не познавшая трудностей , переоценивающая свои способности и заслуги перед обществом , запала на западные ценности ( и материальные и духовные )
с одновременным презрением к «серому», необразованному народу и его достижениям . В конце-концов это вылилось в предательство властной элиты в перестройку.
С другой стороны неудовлетворённость просто материальным, бездуховным бытием отражалось в литературе , в частности у Шукшин В .М. в его рассказах. Герой его рассказа, например, сидит в тоске от непонимания - зачем? Зачем это повторяющееся из поколения в поколение « всё опять повторится сначала» ( Ваншенкин К.).
Какой же смысл был позабыт и утерян, смысл, ради которого были принесены в жертву миллионы жизней ради победы в Великой Отечественной войне . Ведь не ради же лишь есть и спать сладко. И тут уместно, наверное, привести слова из стихотворения А.Твардовского :
Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.
Достойный смысл жизни поколения может быть лишь при приятии некоего духа от прошлых поколений, воплощении его в своей жизни и передаче следующим поколениям. Эта светская интерпретация в Православии выражается словами : нет лучшей доли, как положить душу за други своя .
Таким образом речь должна идти о чем-то высшем что должно быть дороже жизни. В Православии есть образ жертвенной любви Христа и от которого в некотором смысле наша Церковь отошла. И должна быть совершена переоценка Церковью своей деятельности как минимум за полтора столетия. Во-первых предреволюционный период (рев. 17 года) , когда в результате "самоустранения" Церкви интеллигенция пришла к "земной идее" социализма как общества справедливости. А Церковь-же представала в глазах народа лишь защитницей неправедных богатства и власти. Хотя ещё в 70г.г. 19 века лидер партии "Народная воля" Желябов А. говорил: "...всякий истинный христианин должен бороться за правду, за право угнетённых и слабых". Тогда ещё была возможность у Церкви стать на сторону угнетённого народа и подать голос в его защиту. Во-вторых Церкви необходимо произвести переоценку периода послереволюционных гонений на неё и разобраться в причинах этого, постараться увидеть и свою долю вины за произошедшее. Как пишет Сомин Н.В. в своей статье "По грехам своим" : " Большевики обличили нас,христиан,в нежелании строить праведное общество . А по сути дела - обличили нас в фарисействе , в безлюбовности , в стремлении протиснуться в Царство Божие обрядовой праведностью. Мы должны не проклинать большевиков , а благодарить за науку, каяться и исправлять свои ошибки, учась лучшему, что дала советская цивилизация.”
Борьба Церкви с грехом, которым проникнуто современное,либеральное искусство, телевидение, интернет также должна быть одной из важнейших задач для неё. И эта борьба не обязательно должна быть в форме прямой пропаганды Православия ( это будет происходить само собой), а в форме противодействия распаду и разложению человека . Обличения разрушительной силы «денег как идеологии» ( Козырев А. ) нашего либерального государства с рыночной экономикой. Под запретом в конституции у нас конечно-же имеется ввиду левая идеология, либеральная-же идеология цветёт пышным цветом. Подобным образом и наше движение не занимается лишь открытой пропагандой и продвижением своей идеологии СССР2.0 , но и борьбой с явлениями , препятствующими достижению наших целей .
Если этот процесс хоть как-то будет работать , то и светская часть нашего движения в ответ не будет отторгать Православие, воспринимая его, часто, как отсталое, дремучее и мракобесное явление нашей жизни, как пережиток старины. Увидит нужность , и даже необходимость религиозной составляющей в нашей жизни и идеологии. Не даром по словам Бжезинского Православие - враг № 1 современного глобализма .
Значение Православия не исчерпывается только ролью некоего культурного мифа, помогающего укрепить идеологию России. Его значение глубже.