Об историческом субъективизме и философской относительности

Jul 02, 2007 21:15


Попала мне в руки недавно одна любопытная книга - научный труд, посвященный переосмыслению общепринятого хронологического подхода к истории. Любопытная литература, обстоятельно так описывающая то, что мы, мол, неправильно считаем и добрую половину исторических фактов вследствие этого исказили/не учли/придумали и пр.. Вплоть до того, что Иисус Христос был распят совсем не на Голгофе, а Куликовская битва произошла на территории современной Москвы (в районе станции метро Китай-Город). Относиться к этому можно, разумеется, по-разному: кого-то эти изыскания заинтересуют и увлекут, кто-то в момент прочтения вспомнит о кострах инквизиции, а кто-то останется равнодушен. Написать я хочу не об этом.
В свете обсуждения этого научного труда завязалась у меня с одним человеком дискуссия на тему значения относительности в истории. И призадумалась я над проблемой привязки определенных событий к конкретны датам.
Излагаю свою теорию (много бредовых мыслей?)
Человечеству было удобно за точку отсчета своего существования много-много веков назад принять рождения Иисуса Христа. Соответственно все последующие события опираются на этот каркас. Прослеживается субъективность. Ведь прими мы за точку отсчета любое другое событие, временная ось бы сдвинулась. Соответствено споры о нахождении единственно правильного хронологического подхода лишены смысла, т.к. время - условная, относительная категория, методы измерения которой основаны на соглашении между людьми.
Теперь об экзистенциальных китах мироздания. 
Вообще существуем ли мы? Я говорю не о традиционном обосновании сего факта, приятом в биологии, мол, если питается, имеет выделительную систему, растет и размножается, значит наличествует на сим свете.
А кто собственно сказал, что я ими Вы реально существуете? А вдруг мы плод больного воображения гигантской вечнозеленой брюквы с Альфа Центавры?=)
Опять действует соглашение. Одни научные мужи объясняют фактическое существование, жизнедеятельность организма совокупностью процессов: деление клеток, питание, выделение, размножение и пр., другие же оперируют менее осязаемыми категориями (Рене Декарт "Я мыслю, значит я существую"). То есть факт существования организма устанавливается благодаря совокупности признаков.
Таким образом, снова на условиях договора были определены некие субъективные параметры реальности, руководствуясь которыми мы и признаем себя живыми и существующими.

PS: Не сочтите за бред. На мой взгляд, проблема интересна=)
Previous post Next post
Up