Краткое пояснение по поводу учения Церкви о сошествии Христа в ад
О сошествии Христа в ад вы можете прочитать в «Православно - Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова, я лишь кратко изложу суть:
«Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Матф. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Матф. 20, 28; Марк. 10, 45).»
[1] «Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе (1 Иоанн. 5, 20); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мира, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18), да даст нам живот вечный (Иоанн. 17, 2).
Т.е Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское.»
[2] Теперь непосредственно о царском служении:
«Главныя действия, в которых выразилось царское служение
I. Христа, суть: во первых, все чудеса, которыя совершал Он в доказательство своего божественнаго посольства и истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом;
в третьих, Его воскресение и победа над смертию; в четвертых Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам вход в царство небесное.»
[3] «Но все действия, в которых Господь Иисус являл власть свою над духами злобы еще на земле, можно назвать только предначатками Его победы над адом. Самым же делом Он победил и разрушил ад, когда, упразднив смертию своею имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14), снисшел во ад с душею своею, яко Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлыя обители Отца небеснаго. (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 49; простр. Хр. катих. о чл. 5).»
[4] «Последнюю мысль о изведении из ада Христом Спасителем собственно одних уверовавших в Него, одних ветхозаветных праведников (Зах. 9, 11), ясно проповедывали, после св. Иринея и Тертуллиана, которых свидетельства мы уже видели (416), -
Св. Кирилл иерусалимский: «Он положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его разселись камни от страха; сошел в подземныя места, дабы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатию тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нём; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сошедши, освободил провозвестника? Там был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн, который говорит чрез посланных: ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?» (417).
Св. Епифаний: «Божество Христа вместе с душею Его сходило во ад, чтобы извести во спасение тех, которые прежде скончались, именно святых патриархов» (418).
Св. Кассиан: «Проникши во ад, Христос сиянием своей славы разсеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медныя врата, сокрушил железныя вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвёл с Собою на небеса» (419).
Св. Григорий великий: «Гнев Божий, по отношению к душам праведников, прошёл с пришествием нашего Искупителя: ибо их освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда сам нисходил туда, и возвёл к радостям райским» (420).
Должно присовокупить, что если некоторые из древних иногда выражали мысль, будто Христос извел из ада не одних ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения частнаго (421).»
[5] Так же должно знать, что учение о том, что Христос вывел из ада только праведников подтверждено на Соборах Церкви:
«Это учение было подтверждено на Толедском Соборе 625 года, постановившем: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых»[27]. В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех - и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали[28].»
[6] Важно понять следующее, тот факт, что Христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников никаким образом не отменяет учения Церкви о вечных муках, это разные вопросы.
[1] «Православно - Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 116
[2] «Православно - Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 117
[3] «Православно - Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 167
[4] «Православно - Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 168 - 169
[5] «Православно - Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 172 - 173.
св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, - а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т.е все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи» (401)
[6] Юрий Максимов, «Вечны ли адские муки? Часть 2»
перейти к статье