Ведущие СМИ переполнены записями интервью Боба Вудворда с Трампом, на которых Трамп аж 7 февраля говорит, что вирус опасный, страшнее гриппа. А 19 марта продолжает в том духе, что да, знал про опасность вируса, но занижал ее, чтобы не возбуждать панику.
Скоро выборы, у Вудворда выходит книга, перед выходом артподготовка - опубликование записей с интервью. В результате: публика думала, что Трамп (как и все, в общем-то) просто не знал, насколько коронавирус опасен. А он, оказывается, знал. В CNN уже приводят цифры, что если бы карантин в США ввели на неделю раньше, то умерло бы на 36 тысяч меньше. А на две недели - на 80% меньше.
При этом упускается из виду (а зачастую и из цитирования) контекст, в котором Трамп сказал это Вудсворду. А сказал он это в связи с Китаем. Именно 7 февраля у него состоялся разговор с председателем Си. И только в связи с Китаем стоит рассматривать те ранние рассуждения Трампа о вирусе. Сам по себе вирус на том этапе для Трампа был вспомогательным аргументом - сначала для торга с Китаем, потом для оправдания своей значимости. Никакого другого знания про вирус у Трампа не было, ему вирус был не интересен - вирус никак тогда не вписывался в картину его собственного величия и переизбрания.
В целом показания Трампа Вудсворду по поводу коронавируса встраиваются примерно в следующие события.
1. В конце января Трамп пользуется вирусом и вводит travel ban против Китая - чисто чтобы получить лучшую переговорную позицию. Он же всегда начинает переговоры (каждый раунд) с ужесточения, типа великий и жесткий переговорщик, как он любит про себя думать. Естественно, в этот момент вирус ужасно-опасный, но это же не про вирус.
(1.1. Любопытно: ведущие СМИ ругают Трампа - теперь за бан путешествий в Китай и говорят, что коронавирус не должен вести к расовой панике и вызывать такие жесткие правительственные меры, что грипп опаснее. Типа если Евтушенко против колхозов, то я за. Когда б еще они Китай защищали.)
2. Во время разговора с Трампом утром 7 февраля председатель Си рассказывает о мерах, принимаемых Китаем против вируса. Самолюбие Трампа потешено: «жесткая позиция» привела к тому, что ему дают «отчет».
3. В своих Твитах Трамп теперь уже хвалит председателя Си (как и Ына в подобной послепереговорной ситуации). Ему важно показать, что он начальник мира и перед ним отчитались, ему объяснили. В этот же день, отвечая на вопрос Вудворта про Китай, Трамп говорит, что руководство Китая имеет дело с непростой ситуацией - вирус-то страшный. Но это все еще не про вирус. А про «отчет» Си перед великим переговорщиком Трампом. Начало записи Вудворта, где он спрашивает про Китай, почти всегда в СМИ теперь пропускается. И выглядит так, будто Трамп обсуждает с Вудвортом опасность вируса, а не трудности Китая, связанные с вирусом. То есть формально Трамп говорит слова о том, как вирус опасен, но он говорит это в контексте оценки усилий председателя Си. При этом сам вирус с его опасностью вряд ли имеет для Трампа значение. Трамп - ситуативный поплавок пост-правды, а не оператор знаний.
4. В марте, на другой записи, когда вирус уже в США, Вудворт напоминает Трампу, что вирус-де был же вроде страшный? Трамп на голубом глазу говорит, что да-да, и выкручивается: «но я played it down, чтобы не пугать людей в США». Это опять не про вирус, а про то, что Трамп всегда контролирует ситуацию.
В результате у слушателей возникает вот это удивление: так что, Трамп знал о реальной опасности вируса и скрывал? А эта история вообще не про знание Трампа о вирусе, а про Китай. Но если докопаться до этой сути, то это снизит пафос: вместо Трампа-злодея получится всего лишь Трамп-нарцисс с голдфиш мемори и стремлением ситуативно выкручиваться ценой правды и управленческих провалов. А такой Трамп уже набил оскомину и его продавать все труднее.
И да, для случайного читателя, долетевшего до конца Днепра: пост не про Трампа, а про СМИ.
(О том, как медия колебалась в начале эпидемии вместе с линийе партии:
Pandemic Brings Out the Best and the Worst in the Media)