После теологических споров на местечковом уровне:
http://dimitry-nov.livejournal.com/8392.html 22 ноября 2010 года мной было написано и отправлено письмо, адресованное Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси по сложившейся финансовой практике православных приходов на адрес:
info@patriarchia.ru Ответа до сих пор не получил. Письмо заблудилось, ответ не дошёл или иные какие проблемы? Попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию А. Кураева. Вновь безрезультатно. Может, до чаяний православных христиан уже никому и дела нет? Помимо публикации в ЖЖ
http://artamonow.livejournal.com открытое письмо будет разослано редакторам газет. Может кто и напечатает. Вот такая, братья и сёстры во Христе, ситуация.
Открытое письмо.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси, батюшка, здравствуйте и долгие лета!
Не могу больше молча взирать на творящееся беззаконие. От созерцания неправды, свившей себе гнездо в Доме Отца нашего Небесного, душа коростой обрастать стала. Изгоните, по примеру Христа, торговцев из храмов, переверните столы менял! Услышьте, Бога ради, глас народа православного, или ждёте, когда камни возопиют?! Мы дошли уже до предела, за которым пропасть безверия и мрак бездуховности.
Никак не могу согласиться со сложившейся практикой введения «прейскуранта» на церковные Таинства и обряды. По моему мнению, это противоречит православным канонам. И лукавая надпись - "приблизительный размер пожертвований" не вводит меня в заблуждение. Скажу прямо - подобное бесстыдство поражает и глубоко возмущает. Искренне убеждён, что пожертвования должны быть на Храм, а не за Святые Таинства и обряды. По Закону и совести, вновь образующаяся семья должна ли оплатить «церковный налог», чтоб венчаться, а не жить во грехе? А бабушка преклонных лет позволит себе со скудной пенсии своей отпеть согласно православному обычаю почившего благоверного супруга, по лукавому «приблизительному размеру», в свой скорбный час? А как быть тяжелобольному, возлежащему уже на смертном одре своём? Предвкушать встречу со Спасителем, готовясь к последней, быть может, Исповеди и Причастию, или кесаревы ассигнации пересчитывать за выезд служителя кадила на дом? Где найти здесь проповедуемое христианское вспоможение братьям и сёстрам во Христе и «несение тягот друг друга»? Абсолютно убеждён, что размер пожертвования должен быть совершенно добровольным, и ни кем, и ни чем, кроме внутреннего убеждения человека, не регламентированным. Господь слышит взывающих к Нему и говорит с ними в сердце их. Ведь жертва в две лепты была больше других, более объёмных, пожертвований. Так Спаситель учит. Кроме того, считаю, совершенно необходимо осознанно отделить друг от друга совершение Святых Таинств и обрядов, и сбор пожертвований, ничем, кроме привычек мира сего, между собой не связанных. Иначе благодеяние пожертвования превращается лишь в оплату за полученные услуги и лишается возможности приобщиться к сокровищам, вольно или невольно собираемым каждым человеком на небе. И солидарно тщась низвести Таинства и обряды, совершаемые батюшками с греховными мыслями о «мзде», до духовного ремесленничества, так свойственному, спаси Господи, сектантам и оккультистам. Взял ли Иоанн Предтеча плату за Крещение? А Апостолы брали деньги за совершённые Таинства? Ибо сказано: «Даром получили, даром давайте». Не они ли, и поступки их, нам грешным пример? О православных батюшках, матушках и малых чадах их, Господь позаботиться, ведь сказал Христос: «Душа не больше ли пищи, а тело одежды?…не заботьтесь и не говорите: что вам есть? или что пить? или во что одеться?… потому, что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом». А если и у священнослужителей нет уже веры Слову Божьему, и «соль земли» потеряла свою «силу, то чем сделаешь её солёной? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попранье людям». Разумением направляемы поступки, рождённые потребностью сердца христианского. Вера жива поступками, а без ежечасного труда христианского, без подвига мертва вера. Такого примера хотим мы от пастырей своих, каждодневно кладущих живот свой за стадо своё. Батюшку на службу не по призыву набирают. Каждый себе свой крест сам выбирает, ибо дано человеку от Создателя право свободного выбора. И служить пастыри духовные должны Господу, а не маммоне. Ведь было сказано: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будете ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». А пока у меня складывается впечатление, что некоторые церковные служки и не помышляют отвести стадо своё на тучные нивы на берегу вод, но доят и стригут их, и уже не фигурально выражаясь, а в прямом смысле этих слов. Изгоните, Христа ради, посохом патриаршим волков алчных, укрывающихся под овечьими шкурами, защитите стадо своё.
Тлетворная практика поправить своё финансовое положение, лукаво предлагая приобрести Божественную Благодать, но не за подвиг христианский, не трудами духовными, а за деньги, уже являлась миру сему в тёмное средневековье, при торговле индульгенциями. Закончилось подобное лукавство и своевольное толкование христианского долга прибиванием к дверям церкви известных «Тезисов». Со вполне закономерными и предсказуемыми последствиями. Никак не можно пренебрегать уроками истории. Искренне считаю, что нельзя добиться истинного воцерковления православного люда при существующей финансовой практике приходов. Люди Бога не глазами, сердцем зрят. Не перестаю молиться, чтоб Господь послал нам доброго пастыря, любящего стадо своё. Глубоко убеждён, что верой православной крепка Русь-Матушка. Простите меня, батюшка, если обидел вас невольно, и мир вам.
А. В. Артамонов. 22.11.2010 г.