Проблемы в общении у детей.Общение детей со сверстниками - очень важная часть их жизни. Именно в детском возрасте мы учимся дружить: устанавливать и поддерживать контакты.
Проблемы в общении со сверстниками встречаются у каждого второго ребёнка, только разные. Например:
- у ребенка вообще нет друзей (пример 1);
- друг есть, но только один, и без него «играть не с кем»;
- общается с детьми только противоположного пола;
- боится детей и никогда не подходит первым;
- подавляет других детей, всегда настаивает на своём, чем отталкивает их (пример 5);
- послушно выполняет всё, что ему скажут другие дети (ведомый) (пример 2);
- сильно отличается от других детей (самый старший, самый младший или болен) и не может найти с ними общего языка;
- плохо развита речь, дети его не понимают и неохотно берут в игру;
- ребенок «домашний», а другие дети намного более агрессивные и смелые;
- не хочет с ним дружить кто-то один, очень важный для него;
- другие дети не обращают на него достаточно внимания;
- не может найти своё место в группе (пример 3).
И дети находят для себя своеобразные выходы из этих ситуаций. Но проблема как раз в том, что обычно такой выход не решает проблему с общением, а усугубляет её:
- играть дома одному;
- пассивно ждать, когда пригласят в игру;
- стать "шутом";
- стать "агрессором" (пример 4);
- играть только с маленькими;
- играть только со взрослыми;
- раздаривать свои вещи, звать всех к себе домой;
- приносить необыкновенные игрушки, чтобы привлечь внимание и т.д..
Дети, которым трудно заводить друзей и открыто общаться, часто отличаются и неумением постоять за себя или, наоборот, слишком агрессивными реакциями. Им трудно проявить инициативу и начать общение первыми или поддерживать дружбу в течение длительного периода времени.
Проблемы в общении: примеры из практики психолога.#1 Ни с кем не общается
Алексею 8 лет, он ходит во второй класс, но ни с кем не дружит и не играет. Мама говорит, что "ему как будто никто и не нужен, он всё время гуляет один". Действительно, Алексей - ярко выраженный интроверт и не слишком нуждается в общении. Но даже интровертам 1-2 друга пригодятся.
Ниже приведен совместный с психологом рисунок Лёши "С другом вдвоём можно победить дракона". Лёша придумал идею, а психолог помог нарисовать, так как малообщительным детям очень трудно изобразить дружбу.
Цель коррекционной работы: заинтересовать дружбой, т.е. выяснить, зачем нужно с кем-то дружить.
Остальные примеры можно посмотреть
здесь.