Тест "Рисунок семьи" предназначен для диагностики внутрисемейных отношений. С помощью рисунка семьи можно выяснить отношение ребёнка к членам семьи и то, как он сам чувствует себя в семье, что его тревожит. Тест может использоваться с того момента, как ребенок научился рисовать отдельные фигуры (следующая ступень после каракулей).
Совсем не обязательно рисовать людей: можно нарисовать семью машин, геометрических фигур, животных, деревьев, да хоть тортов! Основные показатели: расположение, размер, цвета, штриховка и т.д., - вы всё равно увидите. Если ребёнок уже умеет говорить предложениями - совсем хорошо: можно спросить, что делают члены семьи на рисунке (очень ценная информация).
Итак, инстукция: "Нарисуй (слепи) свою семью". Не надо подсказывать, кого из родственников надо рисовать - ребёнок сам решит: "Рисуй тех, кого ты считаешь своей семьёй". Не следует также указывать на то, что он изобразил кого-то лишнего: двоюродного, или очень далекого, или даже умершего. Не должно быть вопросов типа: "А что ж ты сестру-то не нарисовал?" Ребёнок рисует СВОЁ представление о семье, а не ваше. В норме на рисунке семьи должны быть изображены люди, с которыми ребенок живёт. Обязательно зафиксируйте, в каком порядке нарисованы члены семьи. Обратите внимание, кого он изобразил с трудом (стирал, перерисовывал, долго выводил).
После окончания рисунка можно задать следующие вопросы:
1.Расскажи, кого ты нарисовал? Где они находятся?
2. Что вы делаете на этом рисунке? (Каждый занят своим делом или деятельность совместная?)
3. Если речь идёт о каком-то событии, то можно уточнить, происходило ли оно в прошлом, или происходит регулярно, или ребёнок мечтает о нём?
4. Как вам там, на рисунке? Хорошо или плохо, грустно или весело, интересно или скучно?
5. Если кого-то на рисунке не хватает, то можно уточнить, где он. Скорее всего, он ушел, уехал или просто остался "за кадром". Важно то, по какой причине он отсутствует.
6. Кто в этой семье самый счастливый и почему? А кто самый грустный и почему?
7. У вас есть несколько билетов в кино, но кому-то одному не хватает. Кто останется дома?
8. А как тебе там, на рисунке? Что бы ты хотел в нём изменить?
С помощью этих вопросов необходимо выяснить, какие взаимоотношения нарисовал ребенок: реальные или желаемые. Соответственно будет строиться интерпретация: "у ребёнка близкие отношения с бабушкой" или "ребёнок хотел бы больше общаться с бабушкой".
Рисунок семьи: интерпретация.
Графические показатели:
1. Характеристика фигур.
Если на рисунке изображены не люди (при условии, что ребенок уже умеет рисовать хотя бы "головоногов"), а живые или неживые предметы, то это говорит об эмоциональной напряженности в семье. Но такой рисунок вполне можно интерпретировать по всем показателям.
Фигуры могут быть расположены слишком близко друг к другу (фигуры так близки, что помешали бы друг другу двигаться), на нормальном расстоянии (оптимально) или удаленном (существует дистанция в общении). Расстояние между людьми на рисунке отражает психологическую дистанцию. Фигура, расположенная выше всех, управляет остальными членами семьи. Самая крупная фигура - наиболее авторитетна (важна) для ребёнка, и она не обязательно выше других. Наименее важный член семьи рисуется в последнюю очередь или самым маленьким, в стороне от остальных, может быть нарисован небрежно и даже стёрт.Если у кого-то нарисованы зубы или открытый рот - скорее всего, он ведет себя агрессивно по отношению к ребёнку. Большая фиугра, но схематичная, без прорисовки деталей - этот человек значимый, но отношения с ним негативные. Отсутствие у какого-либо персонажа рук или барьер (река, стена, любой предмет) между ним и ребёнком указывает на трудности в общении с этим человеком.
Большое количество стираний и перерисовок указывает на трудности в отношениях с этим персонажем.
Продолжение описания теста «Рисунок семьи»
здесь.