Майолика на фасадах Петербурга. Ceramic panels in the architecture of St. Petersburg.

Feb 23, 2015 13:09

Идея слияния всех искусств, близкая модерну, привела к развитию майоликовых и мозаичных панно на фасадах.
Во времена модерна архитектурный декор перестал быть второстепенным звеном в общей композиции здания. Скульптура , бывшая раньше подсобным элементом, начинает играть главные роли, мы можем замечать её в первую очередь, как на фасадах Лавиротта в Париже, которые я показывала не единожды. Теперь скульптурные композиции и майоликовые панно могут располагаться где угодно, подчас прихотливо выбирая для себя место на фасаде.

Три дома Петербурга интересны своим декором, изучим их поближе.

Three houses with ceramic decoration




Дом на 15 линии Васильевского острова , 70 не слишком примечателен своим архитектурным решением, но его украшают разбросанные по фасаду панно с изображением цветов: подсолнухов и маков.
Дом построен архитектором Еремеевым в 1910-11 годах. Майоликовые панно и отделочная зеленая плитка выполнены в мастерской П.К. Ваулина. Петр Кузьмич Ваулин начал работать в абрамцевских мастерских, он сотрудничал с Врубелем, Серовым и Коровиным. В дальнейшем он создал собственное производство совместно с Гельдвейном в Кикерино под Петербургом. Ваулин выполнял большие заказы в Москве : ярославский вокзал, Третьяковская галерея, гостиница Метрополь. А затем в Петербурге, самым масштабным был заказ на изготовление плитки для Соборной  мечети.

House for 15 line of Vasilievsky Island, 70 is not too notable for its architectural design, but it is decorated with panels depicting the colors of sunflowers and poppies.
The house was built in 1910-11 by the architect Eremeyev years. Majolica panels and finishing green tiles made in the workshop of PK Vaulina. Pyotr Kuzmich Vaulin began working in the Abramtsevo workshops, he collaborated with Vrubel, Serov and Korovin. Later, he created his own production together with Geldveynom in Kikerino near St. Petersburg. Vaulin performed large orders in Moscow, Yaroslavl Station, Tretyakov Gallery, Metropol Hotel. And then in St. Petersburg, the biggest was an order to produce tiles for the mosque.










Другим приметным зданием, построенным в 1905-1907 годах стал доходный дом страхового общества "Россия" на Большой Морской, 35. Архитекторы В.В. Ильяшев и А.А. Гимпель. Здание красиво облицовано гранитом, как это было популярно во время модерна, внизу - более грубой обработки, выше - более гладким. Камень отличается по цвету. Фасад посередине украшен подобием башенки. Но нас интересует сейчас декор - майоликовые панно на тему "Русского Севера", выполненные по эскизам Николая Рериха. К сожалению, они не все дошли до нас, частично были утрачены во время блокады. Панно также были выполнены изначально в мастерской Петра Ваулина.

Profitable House of the Insurance Company "Russia", 1905-1907 years. Architects VV Ilyashev and AA Gimpel. The building is beautifully tiled with granite, as it was popular during the Art Nouveau, at the bottom - a rough machining, above - smoother. The stone is different in color. Majolica panels on the topic "Russian North", made from sketches by Nicholas Roerich. Unfortunately, they did not all come down to us. They were partially lost during the siege. Panels were originally made in the workshop of Peter Vaulina.
Bolshaya Morskaya Street, 35




Фриз был восстановлен в начале 21 века.










Оригинальные панно сохранились на втором и третьем этаже над окнами.
Original panels have survived the second and third floor above the windows.







Дом герцога Лейхтенбергского - первая крупная постройка архитектора Федора фон Постельса и является одной из самых оригинальных произведений петербургского модерна.  Дом построен в 1904 -1905 годах на улице Большая Зеленина, 28.  На его фасаде причудливо соединились мозаичные панно между стеклянными фонарями художественных ателье верхнего этажа и скульптурный декор нижних этажей. Причем в рельефах можно увидеть, как стилизованные  цветы, так и скульптурные изображения девушек, и еще свободные формы, которые можно сравнить с пенистой водой. Архитектор ни в чем себе не отказывал.

House Leuchtenberg - the first major building architect Theodore von Postels and is one of the most original works of the St. Petersburg Art Nouveau. The house was built in 1904 -1905 years of Bolshaya Zelenina, 28. On its facade originally joined mosaic panels between glass lanterns art studio upstairs and sculptural decoration of the lower floors.




Монументальный мозаичный фриз создан в 1905 году по эскизам художника С.Т. Шелкового мастерской В.А. Фролова.  Смальтовые панно не имеют обрамления, они просто заполняют собой всё свободное пространство между окнами. Темами для панно стали индустриальный пейзаж, характерный для этой части Петроградской стороны, парусники у причала, море и пейзаж с пашней.
Картины декоративно-условны, поэтому не разрушают визуальную тектонику стены.

Monumental mosaic frieze created in 1905 on the sketches of the workshop VA Frolov. Smalt panels do not have a frame, they are simply fill all the space between the windows. Topics for panels steel industrial landscape, typical of this part of the Petrograd side, sailboats at the dock, sea and landscape with arable land.
















Ниже мы видим изображения условных цветов, возможно подсолнухов, популярных во времена модерна.







Бионические формы декора фасада необычны, они настолько абстрактны, что можно только догадываться о том, что они изображают: морских рыб, водоросли, волны с пеной ? Внутри они декорированы мозаикой. Рельеф вносит такое стихийное беспокойство в архитектуру здания, что оно кажется ожившим.
Very stylised organic forms : water, fishes, foam.







Входной портал оформлен фигурами девушек. Portal with two figures of girls. Sculpture is more similar to the French Art Nouveau.




Девушки, что характерно для модерна, только с виду одинаковы, легко заметить между ними разницу.










houses, ceramics, st. petersburg, architecture, russia

Previous post Next post
Up