К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец

Jul 17, 2014 14:14

Оригинал взят у marinagra в К столетию начала Первой Мировой войны: вспоминая выставку "1917" в Центре Помпиду Мец




Отмечая столетие  начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить  грандиозную выставку, которая проходила  с мая по сентябрь  2012 в Центре Помпиду Мец. В ее названии  не было ни  одного слова, лишь четыре цифры - 1917.  Выставка была целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну.  Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 - война и мир», "1917 - искусство в контексте истории», или «1917 - история в контексте искусства», или «1917 - музы и пушки».





Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году -
инсталляция "Дань уважения", составленная из предметов военной поры.
Автор - французский художник  Жак Лебель. 2012 год.





Страшные реалии Первой мировой.


 





Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями - словно воплощение войны.

На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала
два этажа Центра Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет - гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно  было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.






На переднем плане - скульптура Осипа Цадкина.





Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги, открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что "искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами".

1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам...
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами - миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.

В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине,   а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это - один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства... Срез жизни, срез истории, срез творчества - все  переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года -1917.



Раздел выставки, посвященный инвалидам.







А В ЭТО ВРЕМЯ...

... расцветает благородное  искусство скульптуры. 
Живые тела калечила  война, но бронзовые были прекрасны...





  

Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.





Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

...война уродует не только тела, но и лица...




Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат...












Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.



Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?

А В ЭТО ВРЕМЯ...

... художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин...



Огюст Ренуар. Спящая одалиска.




Роман Брукс. Плачущая Венера.




Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.

Кес Ван Донген. Ваза с цветами.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

...солдаты идут в атаку...



Альбин Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году.




Солдатские противогазы.




Жюль Эмиль Цинг. Маски.





Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.





Верден... Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В "Верденской мясорубке"  -
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
"френцузским Сталинградом", Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк...
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.




Феликс Валлотон  (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.

Пьер Боннар побывал на войне как  фронтовой художник.
Вот один из его этюдов. 




Mathurin Meheut  тоже видел войну своими глазами.





Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

... 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай - Жаверни. Он продолжает писать кувшинки.



Зал Клода Моне



Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.

47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.



Анри Матисс. Три сестры.

1917 - год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный "Фонтан"



...Джорджо де Кирико пишет  метафизические пейзажи.



Джорджо де Кирико. Метафизический город.




Ддорджо де Кирико. Одиночество.

...погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.



Пауль Клее. Звезда рыбаков.

...художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее...



Марк Шагал. Еврейское кладбище.



Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.


Алексей фон Явленский. Мистическая голова.





Василий Кандинский. Абстракция






Залы  с работами русских авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко.

Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат - броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую  речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).

Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, -
занавес к балету "Парад", который Пикассо создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце  стала одной из
побудительных причин устроить выставку "1917".





Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад".




Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто.




Русский балет покоряет Париж...




Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.

А В ЭТО ВРЕМЯ...

.... художники вглядываются в солдатские лица...
грозный 1917 год  продолжается...




Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.




Крылатая богиня Победы  и юный герой
на картине неизвестного художника.




Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!





живопись, искусство, культура

Previous post Next post
Up