Отмечая столетие начала Первой мировой войны, нельзя не вспомнить грандиозную выставку, которая проходила с мая по сентябрь 2012 в
Центре Помпиду Мец. В ее названии не было ни одного слова, лишь четыре цифры - 1917. Выставка была целиком посвящена искусству 1917-го года и тому, как отражалось в искусстве главное событие года. Этим событием организаторы выставки сочли не Октябрьский переворот, как можно подумать, а Первую мировую войну. Выставку можно было бы назвать и по-другому: «1917 - война и мир», "1917 - искусство в контексте истории», или «1917 - история в контексте искусства», или «1917 - музы и пушки».
Единственное произведение на выставке, не относящееся к 1917 году -
инсталляция "Дань уважения", составленная из предметов военной поры.
Автор - французский художник Жак Лебель. 2012 год.
Страшные реалии Первой мировой.
Неизвестный автор. Италия. Металлический орел с мощными
когтями - словно воплощение войны.
На этой необъятной, с трудом обозримой за один день выставке, которая занимала
два этажа Центра Помпиду в Метце, было собрано более 1000 экспонатов
из музеев Европы и США. Картины, скульптуры, рисунки, плакаты, офорты, афиши,
макеты декораций, театральный занавес, фотографии и кинофрагменты соседствовали
с подлинными предметами военных лет - гипсовыми масками изуродованных ранениями
лиц, протезами, противогазами, реалиями военного времени и военного быта. Рядом
с полотнами крупнейших мастеров можно было увидеть работы безвестных и самодеятельных
художников.
На переднем плане - скульптура Осипа Цадкина.
Разнородный материал выставки очень сложно организован. Зритель то приближается к
«линии фронта» и видит войну глазами очевидцев, то уходит в «тыл», где инвалиды
залечивают раны, где оплакивают погибших, и где, как ни в чем не бывало, кипит
культурная жизнь: ставятся спектакли, издаются книги, открываются выставки, живописцы
работают в своих мастерских. Здесь идет борьба, но уже не народов, а творческих идей.
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Директор и куратор вывставки Лоран
ле Бон с этим не согласен. Он считает, что "искусство подпитывается трудностями и
экономическими спадами".
1917 год был для искусства годом бурного, революционного развития: авангардисты
ниспровергают привычные формы, шокируют публику, бросают вызов классикам...
А многие классики 19-го столетия еще живы и работают так, будто вокруг не рушится мир.
Но эта мирная панорама воспринимается зрителями в свете увиденного там, в окопах,
среди руин. Отсвет войны падает на все, что было создано в 1917 году. Посетители
выставки постоянно балансируют между двумя мирами - миром разрушения и миром
созидания, которые оказываются роковым образом связанными: искусство то отталкивает
войну, закрывая глаза на ее уродство, то вплотную всматривается в ее чудовищный лик,
спеша его запечатлеть.
В 1917 году произошло многое: в январе в Цюрихе открылась первая выставка дадаистов,
в феврале в Росси произошла революция, а в апреле Ленин вернулся из Цюриха в
Петроград. В сентябре умер Эдгар Дега, 2 ноября декларация Бальфура дала «зеленый
свет» созданию еврейского государства в Палестине, а несколькими днями позже в
России свершился октябрьский переворот. 17 ноября умер Огюст Роден, 9 декабря войска
генерала Алленби заняли Иерусалим. И наконец, 11 декабря было заключено
Брест-Литовское перемирие. И все это - один год в жизни Европы, одна страница в
истории искусства... Срез жизни, срез истории, срез творчества - все переплелось
на выставке, создавая многогранный портрет одного года -1917.
Раздел выставки, посвященный инвалидам.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
... расцветает благородное искусство скульптуры.
Живые тела калечила война, но бронзовые были прекрасны...
Марк Гертлер. Акробаты.
Антуан Бурдель. Портрет Мадлен Шарно.
Вильгельм Лембрук. Сидящий юноша.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
...война уродует не только тела, но и лица...
Маски для защиты лица смогли защитить не всех солдат...
Лицевые ранения: рисунки, гипсовые слепки, киносюжет.
Может быть, Ганс Рихтер и Рауль Хаусманн видели эти маски,
прежде чем создали свои работы?
А В ЭТО ВРЕМЯ...
... художники, как и во все века, пишут прекрасных обнаженных женщин...
Огюст Ренуар. Спящая одалиска.
Роман Брукс. Плачущая Венера.
Амедео Модильяни. Обнаженная на белой подушке.
Эту картину Модильяни показал на своей первой персональной
выставке в Париже в 1917 году.
Кес Ван Донген. Ваза с цветами.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
...солдаты идут в атаку...
Альбин Эггер-Ленц. Сверная Франция в 1917 году.
Солдатские противогазы.
Жюль Эмиль Цинг. Маски.
Кристофер Ричард Невинсон. Путь к славе.
Верден... Это название часто встречается на плакатах 1917 года. В "Верденской мясорубке" -
битве под Верденом, которая длилась с февраля по декабрь 1916 года и которую называют
"френцузским Сталинградом", Германия и Франция потеряли около миллиона человек.
Среди погибших был и мой любимый художник Франц Марк...
Мец расположен совсем недалеко от Вердена.
Феликс Валлотон (был официальным фронтовым художником) .
Верден. Поле боя.
Пьер Боннар побывал на войне как фронтовой художник.
Вот один из его этюдов.
Mathurin Meheut тоже видел войну своими глазами.
Джон Нэш (волонтер британской армии). Лес в Оппи.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
... 77-летний Клод Моне, несмотря на близость фронта, не захотел покинуть
свой цветущий рай - Жаверни. Он продолжает писать кувшинки.
Зал Клода Моне
Клод Моне в 1917 году. Автопортрет.
47-летний Анри Матисс переживает, что по возрасту
уже не годится для фронта.
Анри Матисс. Три сестры.
1917 - год рождения сюрреализма.
Марсель Дюшан шокирует публику и выставляет свой скандальный "Фонтан"
...Джорджо де Кирико пишет метафизические пейзажи.
Джорджо де Кирико. Метафизический город.
Ддорджо де Кирико. Одиночество.
...погружается в свои странные фантазии Пауль Клее.
Пауль Клее. Звезда рыбаков.
...художники с российскими корнями смотрят в прошлое и в будущее...
Марк Шагал. Еврейское кладбище.
Аристарх Лентулов. Деревенская церковь.
Алексей фон Явленский. Мистическая голова.
Василий Кандинский. Абстракция
Залы с работами русских авангардистов - Василия Кандинского, Михаила Лирионова,
Любви Поповой, Александра Родченко.
Революционная тема на выставке не представлена: осмысление революции пришло позднее, в 1918 году.
Организаторы выставки хотели, впрочем, выписать из России один потрясающий экспонат - броневик, с
которого Ленин произнес свою знаменитую октябрьскую речь, но посчитали, сколько это будет стоить,
и отказались от затеи).
Зато на выставке представлен другой грандиозный экспонат, тоже отчасти связанный с Россией, -
занавес к балету "Парад", который Пикассо создал по заказу Сергея Дягилева. Балет был
поставлен по либретто Жана Кокто на музыку Эрика Сати. Вступительный текст к программе написал
Гийом Аполлинер. Премьера состоялась в мае 1917 года в театре Шатле в Париже. Парижский Центр
Помпиду приобрел занавес в 1955 году, но из-за его огромного размера (10 х16 метров, вес 45 кг),
занавес трудно экспонировать. За все эти годы его показывали публике всего 10 раз. Собственно,
возможность показать занавес публике в новом центре Помпиду в Метце стала одной из
побудительных причин устроить выставку "1917".
Пабло Пикассо. Занавес к балету "Парад".
Переписка гениев. Открытки, посланные Пабло Пикассо и Эриком Сати Жану Кокто.
Русский балет покоряет Париж...
Пабло Пикассо и русский хореограф Леонид Мясин
гуляют по развалинам Помпей.
А В ЭТО ВРЕМЯ...
.... художники вглядываются в солдатские лица...
грозный 1917 год продолжается...
Отто Дикс. Автопортрет солдата Дикса.
Крылатая богиня Победы и юный герой
на картине неизвестного художника.
Люсьен Жона. Клянусь отомстить за отца!