Краткий обзор книги: Запредельный туризм (Beyond Backpaking, by Ray Jardin). 3

Nov 15, 2010 22:29

Часть 1. Снаряжение


Рюкзак

Большинство туристов считают рюкзак одной из самых важных частей экипировки. Хотя Бабушка Гэйтвуд вовсе не носила его, все свои тысячи километров она прошла, используя самошитый мешок, который переносила на одном плече. Но до сих пор в каталогах и магазинах преобладают массивные рюкзаки со всеми удобствами, со сложной системой подвески, чрезмерные и не очень функциональные. Ситуация меняется, но до сих пор «стандартом» остается рюкзак с весом 2-3 килограмма.
В то время как мы пытаемся облегчить наше снаряжение на десятки грамм, производители снаряжения добавляют вес килограммами. Как они делают это? С помощью добавления полезных и хитроумных приспособлений, таких как эргономичная регулируемая подвеска, яркие светоотражающие панели, добавочные петли из ленты контрастного цвета, названия фирмы и рюкзака - все, что отвлекает нас от одного: избыточного веса рюкзака. Зато этот рюкзак комфортно носить! Но почему мы нуждаемся в этом комфорте? Потому что наша поклажа тяжела! И рюкзак, который почти всегда является самой тяжелой вещью нашего снаряжения - главный виновник этого. И самый правильный путь - не облегчать наши страдания при переноске большого веса, а убирать большой вес. И наиболее результативный способ снижения этого веса - это «срезание» веса с рюкзака.

Рюкзак, который использует автор весит 370гр, рюкзак Дженни - 310гр. Эти рюкзаки отлично работают и сконструированы так, чтобы минимизировать точки напряжения в ткани, он правильно усилен и аккуратно используется. Поэтому, даже после 5000 км они все еще рабочем состоянии. Уменьшая вес рюкзака, Вы убираете килограммы с Ваших плеч, а не десятки, и даже не сотни грамм. И его небольшой размер ограничивает Вас в количестве снаряжения, которое Вы можете на себя нагрузить.

Объем рюкзак

Путешествия с небольшим и легким рюкзаком требуют определенного сдвига в мышлении. Не следует ожидать, что нам удастся нагрузить стандартную кучу снаряжения и одежды в меньший рюкзак. Нам необходимо уменьшить размер этой кучи и далее мы рассмотрим, как это сделать.

В реальности, рюкзак автора - не такой маленький, как это может показаться. В нагруженном состоянии его размеры: 30см*24см*52см (Ш*Г*В), если не брать в расчет тубус. В нагруженном состоянии объем рюкзака составляет 32,2л; три внешних кармана добавляют еще 6,4л, а тубус - еще 17,6л.
Общий объем рюкзака составляет около 38,6л, или 59,2л с нагруженным тубусом, что согласитесь, совсем неплохо для рюкзака весом 380 гр. Автор считает, что такой рюкзак подходит для похода любой продолжительности. Если Вы выходите в ПВД с ночевкой с небольшим количеством легкого снаряжения - то, сможете путешествовать по много месяцев с этим же набором снаряжения. Потому что, снаряжение, которое Вам нужно для одной ночевки в лесу, почти полностью совпадает с набором снаряжения для сотен ночевок. Такая же ситуация складывается с Вашей одеждой, одеждой от дождя и т.д. Единственное реальное отличие состоит в еде, и если Вы отправляетесь с большим количеством пищи - то можете использовать регулируемый тубус. Об этом - далее.

Измерение объема рюкзак

Автор рекомендует для измерения объема использовать пенопластовые шарики в которые упаковывают оборудование в магазинах. Метод следующий: засыпать в рюкзак, не очень сильно прессуя, а затем пересыпать в коробку, выровнять шарики и измерить Ш*Г*В, перемножить и получить объем.

Регулируемый тубус

Тубус - это тканевое кольцо, пришитое к верху основной части рюкзака, для увеличения объема рюкзака, когда это необходимо. С нагруженным тубусом верх рюкзака может оказаться перегруженным. В случае если Вам приходится балансировать, то рюкзак может оказаться небезопасным. По мнению автора, в большинстве случае, избыточная еда исчезает в течение дня или даже нескольких часов, что позволяет убрать тубус и вернуться к нормальному размеру рюкзака.

Идея рюкзака

Конструкция рюкзака проста - это всего лишь сумка с заплечными лямками. Эти простые рюкзаки неплохо работают, до тех пор, пока в них не пытаются перенести в них большой груз. «Сложные» рюкзаки, которые отвечают нашим разнообразным требованиям, исчезнут, если мы уменьшим наши потребности. Именно по этой причине автор исповедует «обратный» дизайн при проектировании рюкзаков, максимально его упрощает и сводит все его свойства к базовым и функциональным характеристикам.

Рама и пояс

Рассказывается о «ледяном человеке» из Каменного века, который 5000 лет тому назад носил станковый рюкзак с поясом.

Мнение автора: пояс и рама не нужны. Если мы несем рюкзак, и он давит нам на плечи - значит, мы несем слишком большой вес. Если Вам действительно необходимо нести большой вес - предварительно потренируйтесь в ПВД.
Туристы привыкли переносить тяжелые грузы, когда они переходят к легкому весу, рюкзакам без пояса и легкой обуви - то очень часто обнаруживают идущими по тропе с непрерывной легкостью. Фактически, они ускоряются до такой степени, что маленький рюкзак начинает бить их по спине при каждом шаге. В таких случаях следует перейти на спокойный шаг и идти менее агрессивно.

Стабилизаторы для пояса

В данной главе автор рассказывает о том, что наш таз при ходьбе движется по всем трем направлениям. И если мы используем стабилизирующие ремни пояса, то тем самым ограничиваем свободу для движения позвоночника. Это приводит к тому, что мы потребляем больше энергии при ходьбе. Использование стабилизаторов (и пояса) приводит к тому, что мы выключаем пояс из работы. Это в свою очередь может привести к травме при неосторожном шаге. Таким образом, по мысли автора, мы должны обязательно обрезать стабилизирующие ремни на поясе (как минимум), и срезать пояс (как максимум).

Регулировка плечевых лямок

В данной главе автор рассказывает о том, что использование различных регулировок только увеличивает вес рюкзака. То, что рюкзаки сейчас выпускаются под разные размеры, почти не меняет ситуацию - рюкзаки остаются тяжелыми. Избавление от пояса (по мнению автора) позволяет отказаться от сложных систем регулировки лямок рюкзака по высоте.
Рюкзак автора имеет только пару регулировочных пряжек на лямках, которые позволяют регулировать их длину в зависимости от количества одетой на человека одежды.

Подвал

Часть современных рюкзаков имеют горизонтальную перегородку, которая делит рюкзак на две части: основную верхнюю часть и нижнюю часть (подвал) для спальных вещей. Вход в подвал рюкзака осуществляется с помощью мощной молнии. Это приспособление способствует лучшему распределению веса позволяя поместить легкий груз (спальник и т.д.) внизу, а еду и другие тяжелые части - вверху.
Изначально рюкзак автора, купленный для первых походов, имел подвал. Вскоре эта перегородка была отрезана.
Для тяжелого груза это приспособление может оказаться полезным. Для легкого груза подвал абсолютно не нужен - груз не нуждается в тщательной балансировке. Принципы загрузки рюкзака меняются: загружаете рюкзак так, чтобы не зарываться в него в поисках той или иной необходимой вещи. Помещайте вещи в соответствии с их приоритетом. То, что может понадобиться Вам в течение дня, помещайте вверху рюкзака.

Внешние карманы

Последний рюкзак автора имел три внешних кармана. Один карман, справа - для воды, слева - для переноски топлива, и большой карман сзади - для просушки влажных вещей, палатки и т.д. Все карманы - сетчатые, с резинкой сверху, для того чтобы не вываливалось содержимое.
Если раньше автор носил фотокамеру в сумке на поясе, то после исчезновения пояса она стала жить в таком кармане.
Многие туристы спрашивали автора об использовании отдельного «переднего рюкзачка» - небольшой сумки спереди, которая крепится к лямкам. Очевидно, что данная конструкция позволяет улучшить балансировку рюкзака. Но она также (по мнению автора) уменьшает мобильность и не позволяет оценить ситуацию под ногами. Это лишняя заморочка, считает автор.
Туристы не нуждаются в переднем рюкзаке, чтобы сбалансировать вес. Они просто наклоняются вперед. К тому же с легким рюкзаком этот наклон почти незаметен.

Петли для пальцев

По мнению автора, петли для больших пальцев нужны, поскольку они помогают расслабить руки и помогают глубже дышать. Он не ходит с палками.

Грудная стяжка

Если и существует инновация, от которой у нас может перехватить дыхание, то это, несомненно, грудная стяжка. Грудная стяжка - обычная принадлежность большинства современных рюкзаков, в том числе и очень маленьких. Технически стяжка нужна для того, чтобы лямки не сползали с плеч. Но если это происходит - возможно, Ваш рюкзак слишком большой и нужно перешить лямки. Помимо того, что стяжка стягивает легкие, она также затрудняет снятие рюкзака при возникновении аварийных ситуаций.
Если Вам все-таки необходимо ее носить - помещайте ее на плечевых лямках как можно выше.

Компрессионные стяжки

Большинство коммерческих рюкзаков оснащено компрессионными стяжками. С помощью них мы надежно стягиваем рюкзак, и тем самым уменьшаем его объем. Теоретически, рюкзак становится стабильнее, особенно если мы планируем пробежаться. Но часто ли нам необходимо переходить на бег? Если нам действительно необходимо развить большую скорость, то наилучший вариант - использовать «крейсерский» режим, суть которого будет изложена в разделе «Движение в походе». Рюкзаки помогают сместить центр тяжести к спине, это очень существенный момент для тяжелых рюкзаков.
Компрессионные стяжки также позволяют уменьшить размеры рюкзака, в котором слишком мало груза. Но с небольшим набором легкого снаряжения нам просто не нужен избыточный объем в начале похода, и почему бы сразу не нести самый маленький и легкий из возможных рюкзаков? Когда же Вам нужен дополнительный объем для новой порции еды - просто используйте тубус.

Не бойтесь отрезать!

Большинство компаний отказывается менять снаряжение по гарантии если Вы его, так или иначе, модифицировали. Описывается случай с кроссовками, у которых порвалась смягчающая подушка в районе пятки. Компания отказалась менять кроссовки по гарантии, поскольку ранее автор отрезал у них язычки. Это не позволяет Вам отрезать язычки кроссовок, обрезать компрессионные ленты, логотипы и делать то, что было бы полезно для улучшения Вашего снаряжения и навыков в походе.
Автор считает, что в данной ситуации нужно перед покупкой тщательно проверить снаряжение, а затем купить и целиком положиться на удачу. После покупки снаряжение полностью принадлежит нам, и мы вольны сделать с ним, всё что захотим. Если мы модифицируем его так, что оно станет хуже - то наша ошибка, а не ошибка компании, и мы не можем просить поменять его по гарантии. Вместо этого, мы возьмем иголку и нитки и сделаем ремонт сами. И если вдруг во время эксплуатации мы обнаружим заводской дефект, возможно компания примет его и сделает замену. Если этого не произойдет - то это тоже не станет для нас концом света.
Для многих людей просто невообразима мысль о том, что можно взять ножницы и отрезать от рюкзака из магазина ненужные части. Но помните, что рюкзак - это всего лишь набор простых кусков материала сшитых вместе. В них нет ничего сверхъестественного. И то, что Вам могут когда-нибудь понадобиться избыточные элементы рюкзака, вовсе не означает, что Вы должны их тащить без нужды на себе 30 км. Или 3000. Отрежьте их и если Вы когда-нибудь решите, что они могут понадобиться - пришейте обратно. И не бойтесь, что если Вы отрежете что-то от рюкзака, то он неожиданно развалится или станет бесполезным. Скорее всего, после таких переделок, он станет более удобным и простым. И более легким.

Принципы загрузки

Обычно наши вещи распадаются на три категории: еда, одежда и снаряжение. И каждую из этих категорий мы можем разделить далее на то, что нам может понадобиться во время движения - её мы помещаем наверх рюкзака, для быстрого доступа, и то, что нам понадобится только в лагере - её мы помещаем вниз рюкзака.
Далее описывается метод автора при складывании рюкзака для долговременного выхода:
1)основную часть еды - на дно;
2)затем следуют одеяло и тент (если сухой) - оба в водонепроницаемых мешках;
3)теперь - котелок и печка/горелка. Чтобы уберечь от них свою спину автор укутывает их в запасную одежду. Все это находится в мешке.
4)В зависимости от погоды наверху могут оказаться: защита от дождя и ветра, рукавицы, теплая шапка; как правило, они лежат вместе с перекусом, ужином и мешком для мелочей, который содержит компас, пластырь и т.д.
5)Вода и топливо лежат в боковых сетчатых карманах, если тент сырой от дождя или росы - то он едет в заднем сетчатом кармане.
В рюкзаке автора нет прокладки под спину. Посмотрите на вещи в рюкзаке: одеяло или спальник, одежда и тому подобное - большинство предметов в рюкзаке мягкие. Они с успехом заменяют автору прокладку под спину. К тому же, рекомендованный автором 90 см коврик идеально помещается вдоль стенок пустого рюкзак в виде рулона. Он является внутренней рамой рюкзака, делая его более устойчивым и удобным для спины.

Как одевать рюкзак

Описывается ситуация, когда на многих участках AT к практически каждому удобному камню вдоль тропы проложена альтернативная тропа - здесь отдыхают от тяжелой нагрузки туристы. С такого камня проще одеть рюкзак обратно и пойти дальше.
Хотя нагрузка у легкохода существенно меньше стандартной, но в случае если Вы несете большой запас еды и воды, то правило остается тем же: берегите спину! Это особенно важно, если Ваш организм обезвожен.
Если Вы путешествуете с партнером - помогайте друг другу одеть рюкзак. Если путешествуете соло, то автор рекомендует следующий метод: берете рюкзак за грузовую лямку, ставите на согнутое колено и затем подставляете спину под рюкзак, одновременно одевая лямку на плечо. Теперь рюкзак висит у Вас на одном плече. Отходите на несколько шагов, оборачиваетесь и проверяете - не оставили ли Вы чего-нибудь. Затем, заводите руку во вторую лямку и одеваете ее на плечо. После этого отрегулируйте положение рюкзака - и можно начинать движение.

Ношение рюкзака на одном плече

Автор рассказывает о том, что после того как он существенно облегчил вес рюкзака, то стал носить его на одном плече. Несмотря на необычность, метод имеет массу преимуществ:
• Улучшается вентиляция спины
• Меньше устают плечи, поскольку автор перебрасывает рюкзак с плеча на плечо каждые 10-15 минут
• Это способ ношения более безопасен при пересечении снежников или рек, его проще скинуть чем, в случае если Вы несете его за две лямки.

«Однолямочный» рюкзак остался таким же, как и его «двухлямочный» аналог - автор использует как левую, так и правую лямку, но в разное время. В случае если необходимо большую нагрузку, то автор возвращается к «двухлямочному» способу переноски.

В школьные дни мы очень часто использовали этот метод. В любом случае, способ переноски на одном плече - жизнеспособный метод для легких рюкзаков.

Накидка на рюкзак

Автор рассказывает о своем раннем опыте сделать рюкзак водонепроницаемым. Проклейка швов оказалась неэффективной из-за большого количества швов у коммерческих рюкзаков и их конструктивной сложности. Использование коммерческих накидок оказалось не рационально из-за большого веса и большой парусности на ветру. Хуже всего то, что влага собиралась внизу накидки и впитывалась дном рюкзака. Автор изготавливал самодельные накидки, они работали лучше, но так же были далеки от идеала.
В конце концов, автор вернулся к способу, известному уже много лет и который неплохо работает: к пластиковым мусорным пакетам. Просто поместите его внутрь рюкзака в качестве вкладыша, в загруженном рюкзаке заверните концы пакета, перед тем как закрыть рюкзак. Более прочной альтернативой является вкладыш из водостойкого материала.
___________________________________________________________
Существует масса фасонов и моделей рюкзаков, выбрать из которых идеальный рюкзак - довольно сложное дело. Мы изучаем внутренние и внешние рамы, пояса, лямки, поясничные валики, компрессионные стяжки, изобилие липучек и молний... Но действительно ли нам нужны все эти аксессуары? Более важно: действительно ли нам нужно нести такой огромный вес? Мне кажется, что большинство из нас смогло обойтись простым рюкзаком, оснащенным всего лишь парой простых лямок. Бабушка Гэйтвуд вероятно заявила бы, что нам не нужны даже лямки.

Начало обзора 2; 1

Рэй Джардин, туризм, легкоходы, книги, 2010, переводы

Previous post Next post
Up