Этот к моей радости нарисовался довольно быстро
Наверное, не многие киевляне были внутри Софии. Не считаю это каким-то особенным упущением, но хочу поделиться своими впечатлениями. Наверное, было бы лишним говорить, что если бы нас не заставили там рисовать, я бы туда сама не пошла да еще и за такие деньги.
Но давайте разберемся. София у нас входит в пятерку, а то и в тройку, главных достопримечательностей. Очевидно, многие власть имущие считают ее настолько достопримечательной, что находят вполне нормальным выпиливание окружающих менее древних, но все же памятников архитектуры. Ну прально: туристов же будем водить по церквям, а не подольским подворотням! Но откуда такая уверенность, что у иностранных туристов София вызовет благоговейный восторг?
Начнем с экстерьера. Вообще, какой-либо пышностью собор внешне не отличается. Если честно, его можно перепутать с многими большими соборами, например с Троицким собором в Чернигове. Да и вообще, если прямо сейчас, не гугля, попытаться представить себе Софию, то в голове тут же всплывет колокольня, а вот как выглядит сам храм - тут сложнее. Ну да, что-то большое, белое, с зелеными куполами. Вот с Андреевской, например, таких проблем нету, правда? Да, София дофига старая. Но внешне-то этого как раз и не видно, да и вообще, на старине тут выехать не выйдет: европейские туристы, видавшие у себя дома романские храмы (по которым видно, когда они строились) не очень-то впечатлятся вырезанными квадратиками в побелке, где видна старинная плинфа.
Заходим вовнутрь. Вот тут самое интересное. 80% уникальности Софии заключается в сохранившихся фресках и мозаиках. Если вы студент-искуствовед или историк, вам будет полезно и интересно порассматривать эти рисунки. Но на секунду отбросим возраст фресок и посмотрим на них с чисто эстетической точки зрения. Мы видим довольно мрачного вида не очень пропорциональных человечков, выполненных во вполне понятной технике: красками по стенке. А кроме фресок внутри храма больше нет ничего: только голые конструкции. Даже нет никаких, пускай самых простеньких, капителек. Ну, вот разве что колоны в форме квадрифолия. Но разве этим можно удивить человека, который живьем видел готику?
И, наконец, самый главный минус с точки зрения туризма. Совершенно очевидно, что если человек впервые приехал в Париж, он "обязан" посетить Эйфелеву башню и Лувр. Если в Москву - Красную площадь, если в Рим - Колизей и так далее. А зачем он это делает, если архитектура его мало интересует? Чтобы вроде как было доказательство, что он таки был там-то и там-то, то есть ради фото на фоне.
А вот в Софии фотографировать запрещено. Ни бесплатно, ни за деньги. Вообще, оно понятно: если каждый турист начнет сверкать вспышками на своих мыльницах (а там очень темно), то, вероятно, на фресках это отразится не лучшим образом. Конечно, можно было бы просто запретить использовать вспышку (кажется, я такое где-то в Европе видела), но если учесть, что Софию посещают в основном школьные экскурсии из небольших городов области (а не немцы и французы, увы), то совершенно понятно, что работникам музея проще вообще запретить фотографировать, чем объяснять школию из Белой Церкви, как отключается вспышка.
Вывод: София имеет весьма сомнительную ценность как туристический объект. Да, она ценна для нас, киевлян, да и всех украинцев, но очень вряд ли, что она сразит человека постороннего.
Это вот как мать. Понятно, что для меня это самая лучшая женщина в мире, хотя посторонний человек, возможно, никогда бы не выделил ее из толпы.