Знаешь, как называют эти места? Северными воротами страны! Только за обычными воротами бывает улица или переулок, а за этими - море.
А. Алексин "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле"
Долгое время я мечтал съездить на море, но не на юга, а наоборот, на север, в город Мурманск. На полноценное туристическое посещение не было времени, однако в качестве поездки на выходные - вполне. И тут возникла идея подвязать к традиционному формату путешествий с использованием ЖД. Планирование включало несколько факторов: удобный дневной рейс из Москвы в Мурманск, который появлялся только в летнем расписании с апреля, трансфер в Апатиты во второй половине дня, что возможно не ежедневно, долгий световой день, а также вылет из Кировска (не путать с Кировым) по отдельным датам. Несмотря на все нюансы, путём сравнения различных вариантов, дата была определена. Мечты ведь рано или поздно должны сбываться. Поездка состоялась в конце апреля.
Традиционный бюджетный вариант "аэроэкспресса" инригует своим маршрутоуказателем.
Международный аэропорт Домодедово им. М. В. Ломоносова.
Аэробусы у телетрапов. Была надежда, что наш какой-то из них, но увы, номер гейта указывал на доставку на автобусе.
А вот и он.
Полетели!
Традиционный обзор самолётной еды, уж не знаю, откуда у меня взялась эта привычка. Батончик с северными ягодами ещё не попадался, видимо особенность этого направления.
Сэндвич для читателей из Австралии, извините :)
Какой-то крупный водоём, вероятно, Белое море. У берега лёд уже сошёл, а ближе к середине только начинает трескаться.
Тут я немного проспойлерил себе поездку и увидел город Апатиты раньше, чем предполагалось)
Под облаками спрятались Хибины.
Река Кола безо льда.
Кругом белым бело.
Удивила схема захода на посадку: мы пролетели, развернулись и стали приземляться с севера. Река Тулома.
Добро пожаловать в Мурманск - столицу Арктики!
Аэропорт. Парадный вид на него, к сожалению, закрывала какая-то будка.
Я уже привык, что в регионах автобусом может считаться что угодно, в том числе и транспорт малой вместимости. Однако, уже оплатив проезд, увидел автобус большого класса и понял, что сел в маршрутку.
По пути в город проезжали мост
новой железнодорожной ветки к морскому порту Лавна.
Центральная площадь под названием Пять Углов.
Главный отель города.
Дом необычной расцветки.
Отель "Губернский", находящийся напротив здания областной думы, встречал красной ковровой дорожкой к номерам. Внутри был староватый интерьер, но удобное расположение в центре и приемлемая цена устроили меня, будучи неприхотливого к бытовым условиям.
После обеда было решено совершить обзорную экскурсию, то бишь прокатиться на троллейбусе через город до конечной. Подвижной состав здесь представлен как старыми моделями
так и новыми, закупленными по нацпроектам.
Автобусы, аналогично троллейбусам, облачены в ливрею "Транспорт Севера" с северным сиянием.
"Спальные" районы Мурманска изобиловали панельной эстетикой с довольно интересной планировкой: дома стояли либо соединённые в длинные цепочки с арками-проездами на уровне первых этажей, либо вот такими разомкнутыми кругами, видимо, из-за гуляющих северных морских ветров.
Рядом, на берегу ещё замёрзшего водоёма, располагалась зона отдыха, а на противоположной стороне высился холм с очередными панельками.
Обратите внимание на "танцующие" стволы берёз. Явно влияние сурового арктического климата.
Унылая серость домов кое-где разбавлена цветными красками на торцах.
Также тут обнаружилось некое подобие Чкаловской лестницы. Правда, памятник Святителю Николаю Чудотворцу (2018), покровителю мореплавателей и путешественников, образ которого был скопирован с иконы, написанной Фёдором Конюховым во время одиночного кругосветного плавания на яхте при проходе мыса горн в 2008 году, закрывал вид пешеходного коридора к вокзалу. Пришлось сделать фото немного сбоку.
На календаре было 25 апреля, а сколько снега ещё лежит.
Начало следующего дня было решено посвятить осмотру местных достопримечательностей. Памятник треске.
Игровая площадка для суровых мурманских детей, стилизованная под ледокол "Арктика".
Разумеется, нельзя было не перекусить в одном заведении, находящемся в данном торговом центре.
А именно, в самом северном в мире Макдоналдсе Вкусно и точка!
И снова панельки.
Местные морские чайки, впервые замеченные на помойке, наряду с голубями и воронами, в поисках птичьего пропитания, удивляли своим размером. Нет, обыкновенные речные тоже здесь присутствовали, но эти казались прям огромными. И главное, совершенно не боялись людей, лишь лениво оглядывая прохожих.
Дальнейший путь лежал к памятнику Защитникам советского Заполярья, именуемому в народе "Алёша", скорее всего, по строчке из известной песни.
Высота монумента составляет 42,5 метра, он относится к одним из высочайших памятников России.
Панорама на порт и город. К сожалению, из-за дымки или тумана кадры вышли не очень.
Далее по плану предстояло отправиться в город Североморск, на родину известной певицы Елены Ваенги, которая взяла псевдоним как раз из данных мест. Это ближайшая к морю точка, куда казалось добраться относительно просто, ведь до популярной Териберки на расстоянии 120 километров времени доехать и осмотреть всё как следует точно бы не хватило. Отвезти туда должен был новенький НефАЗ.
Но не тут-то было, ибо Североморск оказался закрытым городом. Пришлось довольствоваться посёлком Росляково, который входит в черту Мурманска. Дворец культуры "Судоремонтник".
Губа с интересным названием Чалмпушка.
Панельная пастораль.
Вернёмся к вокзалу и посмортим на другую сторону от путей.
Мурманский судоремонтный завод.
Морской вокзал.
И атомный ледокол "Ленин" на вечном приколе в качестве музея. В его углублениях для якорей (не знаю как правильно называется по морской терминологии) даже обосновались чайки.
Через какое-то время пора было выдвигаться на электричку.
Местный слоган #насевережить, встречающийся абослютно везде.
Достаточно красивый вокзал.
Фото, которое могло бы стать обложкой, но было отдано предпочтение стрит-арту. Как видите, электричку уже подали. А вместе с ней и поезд Мурманск - Минск формирования Беларускай чыгункі, который отправлялся на 15 минут раньше нас.
Близость порта подразумевала и грузовую часть станции.
Доставить до места назначения выпала честь ЭД9М-0150.
Народу было не сказать чтобы сильно много, ехали, в основном по паре и более человек, и каждый стремился занять себе отдельную скамейку, что неудивительно, ведь до Кандалакши электричка идёт 5,5 часов, до Апатитов же было 4.
Отправляемся. Кольский мост, единственный на левый берег реки Тулома.
Станция Кола. Преимущественно грузовая, поэтому никакого красивого вокзала обнаружено не было. Да и забегая вперёд, они мало где встречались.
Дорога в направлении аэропорта.
Река Кола. Далее миновали тот самый мост, который отстроили заново, после того как его несколько лет назад размыло.
Примыкание новой ветки от порта Лавна. Столбы стоят, но электрификации ещё нет.
Станция Выходной. Интересно, что в качестве направления на юг здесь указан Санкт-Петербург.
Совпадение, но у меня тоже как раз был выходной :)
Относительно длинная стоянка позволила прогуляться и запечатлеть вокзал.
Посёлок городского типа Кильдинстрой.
Станция Шонгуй.
И памятный МиГ-15 на горе.
На склонах кое-где уже встречались проталины, и из-под снега выглядывали зёлёные кустики то ли морошки, то ли брусники.
А где-то местами всё ещё царствовала зима.
Добывающие выработки возле станции Магнетиты.
На некоторых перегонах наблюдались замляные работы по сооружению второго пути. Даже столбы для контактной сети уже поставили, а вот рельсов пока нет.
Возле станции Лопарская обнаружилась красивая деревянная церковь
И подвесной пешеходный мост через реку.
Станция Ницца Кица.
Вокруг не было никаких посторонних звуков, только звенящая тишина, разбавляемая мерным гудением электрички.
Click to view
Тайбола. На заднем плане стали появляться белоснежные горы, практически сливающиеся с небом.
Рыбаки. Как они не боятся сидеть неподалёку от полыньи...
Озеро Пулозеро.
Одноимённая станция встречала отремонтированной платформой и жизнерадостным собакеном.
Заехали на родину Санта-Клауса :)
Первый крупный вокзал, повстречавшийся на пути.
В соответствии с названием, имелась скульптура.
На разъезде Ягельный Бор пропускали засыл "лыжной стрелы" Мурманск - Апатиты, которая отправляется в рейс в субботу утром, возвращаясь в воскресенье вечером.
Платформа короткая, всего на два вагона, а кругом только лес да озеро.
Станционное здание.
С другой стороны от путей "танцующие" берёзки.
Дальнейший путь пролегал вдоль озера Большая Имандра и многочисленных речушек, впадающих в него.
Река Печа (или Печа) :)
Станция Куна.
Вот уж точно "избушка без окон, без дверей" - станционное здание раздельного пункта Рудный.
Красивый вид на озеро и покрытые белыми шапками горы.
Станция, как объявил машинист, Имандра, хотя мне почему-то казалось, что ударение на второй слог. Соответственно и одноимённое озеро имело такое же ударение, хотя знаю и обратный пример.
Курорты лазурного берега? А может лучше - Нефелиновые пески :)
Закатные всполохи на пасмурном небе.
Станция Хибины. По окружающему горному пейзажу понятно, почему она так называется.
А вот это явно рукотворные горы.
Прибыли. Апатиты-1, где вышла бо́льшая часть электрички.
Здание вокзала.
Загадочная таблика, суть которой я не понял.
Солнце, прибивающееся сквозь облака, напоминает о себе. Почти 22 часа, а оно только заходит, и это в конце апреля! До полярных ночей, конечно, ещё далеко, но всё же.
Пристанище на ночлег было выбрано в микрорайоне с труднопроизносимым названием города Кировска. Далековато, пришлось добираться на такси, но оно того стоило, потому что находилось практически в самых горах.
Горы и горы снега.
Отель BBClub Apart. С новым годом! :)
Внутри было весьма уютно. Общая кухня с кофемашиной, бойлером, мироволновками и прочим.
Гостиная с массажным креслом.
А с утра пошёл снег. Из-за пасмурной погоды белые вершины гор сливаются с облачным небом.
Главная улица посёлка, ведущая к горнолыжному курорту и Объединённому Кировскому руднику.
Взгляд в обратную сторону.
Сквер Кукисвумчорр. Смогли произнести название с первого раза? :) Собственно, и микрорайон (бывший посёлок), и горнолыжный курорт называются также. А рядом располагается озеро Большой Вудъявр. Да уж, местные названия - язык сломаешь.
Электровоз с составом на станции Погрузочная-1.
Местная особенность - тёплые остановки. Да и вообще с транспортом дело здесь обстояло достаточно хорошо, видно результат проведённой транспортной реформы не только в облцентре, но и по всему региону.
Вот и автобус, который доставит в аэропорт.
Торцы некоторых домов Кировска были оформлены различными красивыми граффити.
Снег, тем временем, всё усиливался. Я даже начал переживать, что рейс могут задержать или отменить.
В Апатитах тоже есть частичка панельной эстетики.
На фишиной прямой к воздушной гавани осадки постепенно утихали, а значит есть шанс улететь, может быть даже вовремя, отлегло.
Аэропорт. Фосагро - градообразующий холдинг Кировско-Апатитской агломерации.
Что интересно, аэропорт называется "Хибины", находится ближе к Апатитам, но имеет код KVK (Кировск).
Внутри аэропорт был не особо вместительный: двумя фото выше видно очередь на досмотр при входе, всего два небольших зала ожидания в чистой зоне, которые еле-еле вмещали пассажиров одного рейса, зато в одном из них была скамейка, стилизованная под горнолыжный подъёмник. Оригинально.
Наш Боинг 737-800. Кого-то встречали с фанфарами камерой.
Вид со стороны лётного поля. Удивило, что в таком относительно крупном аэропорту шли до самолёта пешком, хотя может оно и удобнее, чем томиться в ожидании в автобусе, который потом провезёт 100 метров.
Пора улетать от зимы.
Ввиду раннего завтрака, решил озаботиться заказанным заранее бортпитанием, ибо рацион короткого полёта располагал лишь горячими напитками с батончиком. Выбор пал на омлет, который давно хотел попробовать.
В иллюминаторе показалось Онежское озеро.
Спустя два часа оказываемся в другом времени года :)
Всё заканчивается там же, где и начиналось.
Получился немного необычный формат путешествия, где преобладала туристическая составляющая, нежели транспортная, но эксперимент оказался вполне успешным. Новые приключения на свою задницу, новые впечатления, впервые я оказался за Полярным кругом и, надеюсь, не последний, а также отлично провёл выходные. Есть ещё кое-какие намётки подобной поездки, но под другой рабочий график, что из этого выйдет - покажет время, а сейчас пора подводить статистику
Итого пройдено: по воздуху - 2844 км, по железной дороге - 185 км
Все фото из поездки можно посмотреть
здесь.
Путешествуйте по России!
art_b