Хитросплетения метро в Сити

Dec 14, 2020 22:39


В свете временного закрытия участка Солнцевской и Большой Кольцевой линий и последующего их разделения, а также открытия вновь для пассажиров станции «Деловой Центр» КСЛ, я решил подготовить этот репортаж.

У многих при взгляде на схему метро возникает вопрос: «А как доехать до Москва-Сити (оно же Московский международный деловой центр)?» Самое интересное, что напрямую это не так просто. Давайте разберёмся, почему же так получилось..

Начать стоит с небезызвестного проекта «четверохордия» 1985 года, о нём я уже упоминал в одном из предыдущих постов.
Здесь нас интересует Солнцевско-Мытищинская хорда, хоть тогда ни о каком ММДЦ не было и речи, к тому же она бы проходила нынешнюю территорию Сити по касательной, но всё равно сыграет роль в настоящем



Сама идея сооружения "бизнес-квартала международного образца" возникла в 1991 году, а основное строительство началось в 1998-2006 гг. И естественно планировавшийся большой объём офисной и не только недвижимости необходимо было обеспечить транспортом. Первоначально будущий Сити захватывала КСЛ - знакомая аббревиатура, да? Но здесь она расшифровывается как "Калининско-Строгинская линия", ведь первоначально она должна была идти именно в Строгино вдоль Краснопресненского проспекта, где имела бы пересадку на продлённую Филёвскую линию, а дальше трассировалась по нынешнему участку АПЛ, доставшемуся в наследство от другой хорды - Митинско-Бутовской


оригинал тут

Ещё одна схемка, датируемая 1993 годом


.:кликабельно:.

Известные события, прозванные в народе "лихие 90-е", повлияли и на строительство метро. Отсутствие должного финансирования остановило стройку, долгосрочные проекты были законсервированы. Были запущены лишь Люблинско-Дмитровская и... Каховская линии :) В начале 2000-х развернулось строительство Сити, но стало понятно, что продление Калининской линии туда построить не успевают. Да и до сих пор его перспективы весьма туманны, а причины всё те же: долго, дорого, охуенно. Вобщем, с этого всё и началось. Первой родилась идея "мини-метро", линия которого начиналась от Киевской. Наверняка многие помнят такую штуку на вагонных схемах 2003-2004 гг.:


А вот еще интересный артефакт:


"Мини-метро" оно называлось не из-за небольшой протяжённости и малого количества станций, а потому что там должны были курсировать короткие составы, как и на открытой в те же времена Бутовской линии "лёгкого метро". Благо, в последний момент передумали и удлинили станции в расчёте на приём 6-вагонных составов стандартных моделей или 4-вагонных составов типа "Русич", как и на самой Филёвской линии, к которой и присоединялось данное ответвление. Увеличение длины станций по сравнению с первоначальным проектом повлекло за собой то, что их части получились в кривых (восточный торец Международной и западный Выставочной), к тому же образовав между собой самый короткий перегон - 498 метров


Первая станция в Сити открылась 10.09.2005 под названием "Деловой Центр" (с 1.06.2009 - Выставочная), при этом в конструкциях был оставлен задел ещё под две пересадочные, за ней 30.06.2006 - "Международная". Но ММДЦ рос и развивался, поэтому одной линии было недостаточно.
31.01.2014 заработала новая станция под старым названием "Деловой Центр", положив начало Солнцевского радиуса. Поезда стали курсировать между ней и Парком Победы


Помимо этого, из проекта четверохордия в том или ином виде пришёл вариант Третьего пересадочного контура, первая очередь которого именовалась "Ходынская линия", предназначенная как для вывоза одноимённого строящегося микрорайона, так и для связи всего остального с Сити


После корректировки трассы и количества станций последней, а также при объединении ТПК с БКЛ, встал интересный вопрос: А куда же девать "хвост" от Хорошёвской в Сити после замыкания всего кольца? И тут мы возвращаемся к планам продления Калининской линии в Строгино, только вместо Митино её предлагается трассировать в планирующийся общественно-деловой район "Рублёво-Архангельское" (с 1.07.2012 в составе Москвы), и уже в качестве отдельной линии


26.02.2018 был запущен участок БКЛ от Петровского Парка до Делового Центра, однако станции "Шелепиха" и "Деловой Центр" впоследствии отойдут перспективной линии


В связи с тем, что строительство соединения Калининской и Солнцевской линий так и не началось, тупики за Деловым Центром КСЛ не были готовы, поезда, следующие от Раменок, оборачивались посередине перегона в сторону Парка Победы, что приводило к интервалам 6-8 минут, а также дабы увеличить количество пересадок для пассажиров "жёлтой ветки" на другие радиусы, помимо Арбатско-Покровского и ответвления Филёвского, было принято решение о совместной эксплуатации участка Шелепиха - Петровский Парк поездами Солнцевской и Большой Кольцевой линий


Для этого вместо одной служебно-соединительной ветви (ССВ) между указанными линиями было сооружено две для возможности использования в регулярном движении. А станция "Деловой Центр" Солнцевской линии временно закрылась для пассажиров 24.02.2018



При этом, предполагающийся временный маршрут Некрасовка - Рассказовка через северный участок БКЛ, от которого впоследствии отказались, частично напоминал бы ту самую Солнцевско-Мытищенскую хорду из проекта 1985 года, если смотреть от станции Шереметьевская Марьина Роща и далее в Солнцево


Однако вышеупомянутый маршрут требовал "двойной вилки", даже в первоначальном варианте с открытием участка БКЛ до Нижних Мнёвников Карамышевской Мнёвников. Выглядело бы это так:


Но, видимо, эта схема оказалась слишком сложной для поддержания стабильного графика движения, поэтому линии окончательно разделились. 12 декабря вернулся в строй "Деловой Центр" КСЛ с 22 числа начала функционировать пересадка между Солнцевской и Большой Кольцевой линиями


В перспективе схема движения поменяется ещё раз, скорее всего, когда БКЛ уже замкнётся, и участок ДЦ - Шелепиха станет отдельной линией. Апогеем транспортного развития Сити станет достройка и соединение Рублёво-Архангельской и Бирюлёвской линий, а также известных нам Калининской и Солнцевской (бледно-серым цветом на схеме РМТМ)


Я не упомянул МЦК и МЦД, которые тоже стали и ещё станут обеспечивать подвоз в ММДЦ, но это не совсем метро (точнее совсем не метро), и к данной теме не имеет отношения


За сим на сегодня откланиваюсь, искренне Ваш
art_b

КСЛ, метро, хорды, БКЛ, ТПК, РАЛ, Москва

Previous post Next post
Up