Именно эту огромную надпись можно было увидеть в последние дни работы станции перед вынужденным закрытием. Причиной тому стали отслужившие своё эскалаторы, установленные здесь с момента открытия в 1958 году. Так как у станции всего один выход, приходится закрывать её целиком, что позволит, помимо замены эскалаторных комплексов, провести реставрационные работы в вестибюле и на платформе.
Аналогично сейчас закрыта станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии, а на некоторых станциях подобные работы уже проведены: 2016 г. - ст. "Фрунзенская", 2015 г. - ст. "Бауманская", 2011-2012 гг. - ст. "Парк Культуры"-кольцевая, 2007-2008 гг. - ст. "Электрозаводская", 2005-2006 гг. - ст. "Семёновская". Также список можно дополнить станциями, где замена механизмов выполнена, но без полного закрытия (в связи с наличием другого выхода в город или пересадки). Таким образом, случай для метрополитена весьма обыденный, но важно сохранить в памяти исторические детали во всех смыслах :)
Чтобы подчеркнуть дружбу между РСФСР и остальными республиками, проектирование станции "Рижская" доверили латвийским архитекторам. Конкретных исполнителей пришлось выбирать с помощью конкурса. Причём смотр и обсуждение работ претендентов проходил в Москве. Все участники должны были приехать в столицу, чтобы представить свой проект.
Победил вариант Артура Рейнфельдса и Вайделотиса Апситиса. Интересно, что никакого финансового поощрения (то есть премии) за успех в конкурсе не полагалось. Право участвовать в строительстве станции для московского метро уже считалось прекрасной наградой.
"Рижскую" запроектировали глубокой - 45 метров. Инженерный проект был типовым, а именно - трёхсводчатая станция с пилонами, поэтому особой свободой архитекторы не обладали. По сути, от них требовалось придумать лишь отделку.
Станция - первая в Московском метро, не имеющая мраморного или гранитного декора (изначально). Станция украшена вариациями видов кафельной плитки. Для декорирования будущей станции, кафель был изготовлен в Риге специально под заказ.
Отмечу, что я всегда за полную замену кафеля на путевых стенах, когда приходит время. Годы идут, "вариаций видов" становится в разы больше, бо старая плитка имеет свойство отваливаться, а оригинальную для замены взять неоткуда, поэтому приходится делать заплатки из схожих по оттенку, однако это сразу бросается в глаза. Эдакое "лоскутное одеяло" эстетичности отнюдь не добавляет
На станции размещены РЕАЛЬНО ОГРОМНЫЕ объявления, как здесь, например - от пола до потолка:
Причём жёлтый цвет объявлений, сигнализирующий о временных ремонтных работах, идеально гармонирует с отделкой станции
Более подробная информация об альтернативных маршрутах на период закрытия -
тут.
А вот, собственно, "виновники торжества"
Регулярно на разных станциях эскалаторы по очереди закрываются на текущий плановый ремонт, который проводится для безопасности пассажиров. Капитальный же ремонт невозможен без закрытия всего наклона, ибо всё эскалаторное оборудование полностью демонтируется и меняется на новое. То есть нельзя поменять двигатель и систему управления одного эскалатора, не затрагивая другие. Это единый организм, поэтому по-другому не обойтись.
Самое интересное для нас скрывается за неприметной дверкой слева
Это - машинное отделение!
Агрегаты смотрятся очень внушительно
Не могу сказать, кто как из них называется и для чего предназначен, знающие сотрудники службы ЭС пояснят при случае
Пространство непосредственно под нитками наклона, тут видно как ступеньки, выгрузив пассажиров, едут обратно вниз
Прилагается видео
Click to view
Вы только посмотрите, какая огромная "велосипедная" цепь! Полагаю, она вращает поручень. Наверху - ролики ступенек
Через эти двери полотно можно удобно ремотировать
Для этого тут есть резервные ступеньки
Пульт управления
Каждому эскалатору - отдельный
Прям радуют огромные коробки "ОТКЛ/ВКЛ" (внизу почти по центру). Чисто эстетически жаль, что это уже не сохранится
Ну а теперь вернёмся на вестибюль и запомним, как он выглядит до реконструкции
Вход
Кассовый зал
Широкие панорамные окна
Нет входа. Целый год
Около наземного вестибюля находится памятник "Создателям первого спутника Земли". Изначально монумент был установлен на площади 50-летия Октября в Москве, ныне Манежной площади. Второй памятник спутнику был установлен в подмосковном городе Королёве.
А через дорогу идёт строительство одноимённой станции Большой Кольцевой линии (БКЛ). Чуть-чуть она не подоспела с открытием, чтобы не пришлось закрывать старую станцию, но дольше уже ждать нельзя
:3
Благодарю пресс-службу метрополитена за проведённый блог-тур.
Увидимся на эскалаторе!
art_b