Feb 01, 2012 19:47
Писатели и читатели (только для умных)
Мышь Белая,
01-02-2012 03:51
Ашот Аршакян "Свежий начальник"
Маленькая книжка из 30 рассказов (М., 2011, 170 стр.) на урбанистические темы и с экскурсами в детство на малой родине. На любителя (думаю, что оценят, к сожалению, такое не все). Мне она в целом понравилась, а немало рассказов даже очень понравились. Но не сразу: сначала недоумение, потом картины нашей сегодняшней жизни и ожили, и впустили... Я бы направление такой литературы определила как иронический реализм с элементами гротеска (гротеск -- это "фантастическое преувеличение"). Но это ни в коем случае не театр абсурда.
У некоторых рассказов нет развязки, некоторые "обрываются" на кульминации, на самом интересном, у некоторых нет сюжета (типа зарисовки-миниатюры), но зато есть ошеломляющий конец, заставляющий вернуться к началу и прочитать более внимательно (с тем же результатом). Есть и рассказы-прогнозы (утопия или антиутопия -- затрудняюсь определить). В общем, довольно занятная книжка.
Прораб продаёт оставшиеся лишними кирпичи, электроды, санузлы, машины с горячим бетоном... А монтаж идёт насухую. Быстро покупает квартиру, дачу и т. д.. Тут же перестаёт продавать "лишнее" со стройки. Но ему начинает сниться, как рушатся дома, целые кварталы, районы, гибнут люди. Каждую ночь. Переезд в другой, не свой, дом не прекращает эти кошмары. Он долго думает, как исправить положение. И во всех "своих" домах, скандаля с их жильцами, вскрывает полы и сваркой скрепляет блоки, как вычитал в учебнике физики, готовя с сыном уроки. ("Жёсткий каркас") Конечно, это нетипично, но, может, уже прошло время показывать в литературе "типичного героя в типичных обстоятельствах"?
Рассыльный везёт клиенту через всю Москву очень дорогую вещь в ювелирной коробочке и радуется возможному хорошему заработку. Но не может пройти мимо слепого, которому никто не хочет помочь перейти улицу. А в результате проделывает с ним весь свой путь (им оказалось по пути). Но опасение за коробочку ценой в состояние приводит к тому, что у него разыгрывается фантазия: вдруг этот слепой не слепой и типа Гудини. А тот просит заодно о разных мелких услугах, вынуждая героя отрывать вцепившуюся мёртвой хваткой в коробочку в кармане руку. Я даже серьёзно поволновалась... ("Слепой Гудини")
Православный поп едет в вагоне метро в Москве и подглядывает в соседний, женский, вагон в дырочку, которую кто-то проскрёб в краске, которой замазаны окна. Но ничего не увидишь всё равно, т. к. там все женщины в хиджабах и в одежде до пят. Одна надежда на то, что какая-нибудь украдкой откинет его, чтобы быстро подкрасить губы... ("Христос акбар!")
Несколько рассказов про детство, как герои живут у бабушки или гостят, ловят рыбу "щучьим телевизором", в другом рассказе -- рыбачат на Плещеевом озере... Очень хорошо описана природа, за словами видишь её живой. Один рассказ-воспоминание -- о музыкальной школе и ненавистном хоре (Капелла мальчиков) и том, как они "мстили" (и как выступали на торжествах).
Но больше -- о маразмах огромного города. Свидетель отстал от своей свадьбы, догнал, когда она уже зашла в гостиницу "Россия", но он не знал, на каком этаже гуляют. И пока нашёл свою свадьбу, побывал на нескольких десятках других.
О фобиях жителей больших городов. Герой боится эпидемии, но стесняется носить маску там, где мало людей в масках, из-за чего на работу добирается ненормальным путём... Другой не мог дождаться, когда соседи закончат сверлить стены, и продолжал слышать звук сверла и тогда, когда его уже давно не было. И не выдержал этого...
Про фобию увольнения-сокращения. В одной фирме так часто это происходило, что герой рассказа увидел зависимость между этим и последней забираемой с подноса чашкой в столовой...
В донорском пункте герой подосадовал на то, что нельзя сдавать кровь чаще. И другой донор пригласил его делать это в частном донорском пункте. Тот с радостью стал сдавать кровь там. И не только кровь... Там сдатчикам присуждали разные звания и степени. А заканчивается рассказ тем, что этого донора, уже ставшего адептом V ступени, торжественно провожают в Цюрих в нескольких контейнерах...
Ещё есть рассказ о зависимости от шаурмы, о кухне социологических опросов (герой не мог просто так, от балды, написать кучу анкет перед выборами сам, а придумывал опрашиваемого, его характер, внешность, мысленно беседовал с ним о жизни, потом писал не любые ответы этого вымышленного опрашиваемого, а в соответствии с его характером, настроением и др.. Естественно, такое даром для него не прошло. Не в смысле разоблачения (здесь всё хорошо всегда было), а в смысле его психики.
Об искусственной жизни пиар-менеджеров. О компьютерном моделировании с привлечением дорогих (по цене) японцев и его результатах. О том, из какого мяса делают иногда чебуреки в Москве. О стариках богадельни, строящих стену вокруг дерева для защиты его от работающих здесь. О женщине, сдающей свою квартиру жильцам-мужьям. О смешной и нелепой гибели одного промышленного короля. О сборе конопли на Люблинском поле. И ещё много разного.
Очень русская книга. И язык тоже очень хороший. (Но вот не "очернение ли русской действительности"? Что-то в этой Москве -- а в основном действие рассказов происходит в Москве -- все русские. Нет, 2 или 3 героя есть нерусские, но они как-то ни при чём в заявленных темах.)