«
Последыши» - название не моё (мне оно не кажется благозвучным), его дал серии своих vk-заметок журналист и писатель
Виктор Сергеевич Кустов (род. в 1951 в Смоленской области, жил в Сибири, сейчас живет на Ставрополье). Материал - для интересующихся - ценный, по-настоящему уникальный, хотя случайный читатель, должно быть, заскучает над этими
(
Read more... )
Вообще же, то, что те советские писатели, которых мы читали и считали такими на самом деле были кем угодно - публицистами, журналистами, трибунами, как Виктор Астафьев - но писателями они не были потому что изящную словесность не писали. И вообще "беллетрист" считалось в СССР почти ругательством. И понятно - почему: нет ничего более противоречащее "принципам социалистическому реализму" чем изящная словесность. Много-много лет назад, я услыхал от человека, которому свезло получить Премию Гумбольдта и провести год в ФРГ, вернулся он в начале перестройки. Зашел разговор о литературе и он сказал, что прочел ту "Лолиту", "ту самую, того самого Набокова."
Все хохотнули "на клубничку потянуло?" , а он серьезно ответил, что просто хотел узнать - что такое изящная словесность на русском языке. И узнал. Я надолго забыл тот разговор, пока в Австралии, зашел в библиотеку а на распродаже книг лежит "Лолита" на русском. Прочел. Да, я в первый раз читал изящную словесность.
Reply
Та же изящная словесность вполне себе обитала в «поэтических описаниях природы». Как писали старые шутники: «Тут неподалёку, вперемешку с птичьим клёкотом и ненавязчивым шёпотом ветра, озаряя багрянцем зеленеющие волны берёзовой рощи, обдавая жаром, словно летнее солнце в разгар знойного июльского лета, распугивая лесных обитателей - работящих бобров, мудрых ежей и беззаботных свиристелей, догорает дом-музей Пришвина. Нет, высылать пожарных теперь уже не нужно».
Причём там она была обязаловкой, вот, например, проходная социальная сатира, но в декорациях лесов и болот и потому: «…И почти одновременно с выстрелом к его ногам тяжело упал красавец селезень. В смертной истоме медленно вытянул он крыло... На янтарном клюве появилась брусничная капелька крови... Эта было и страшно и красиво - мгновенная смерть на ярко-зеленой болотной траве, блеск красок осени, и резкий рисунок мертвой птицы... Гром выстрела, эхо в лесу, запах пороха... Мгновенная оторопь природы, которая с исступлением созидателя вновь тотчас же принялась плести паутину жизни: пробежал какой-то нелепый водяной жук на длинных лапках, пролетела стрекоза, закричала давешняя птаха: «фю-ить, фю-ить». Подул ветер. «И все... - подумал Кашин. - Что изменилось в мире?» [https://arsenikum.livejournal.com/252922.html ]
Валентин Распутин был порой до крайности изящен просто в силу зашкаливающего таланта (хотя, по сравнению с тем же Набоковым, он может показаться дикарём, не его вина).
Reply
" Вообще карась, по исключительности своего местопребывания, много страдает и от насекомых и прочей "гадины", которая беспрепятственно размножается в стоячих водах, особенно иловатых и заросших травой. Икру и только что выклюнувшуюся молодь его истребляют во множестве зеленые лягушки, даже тритоны, которые так же, как и первые, очень часто обитают вместе с карасями. Самые же истребители икры и мальков карасей, бесспорно, плавунцы - большие водяные жуки; прочие водяные насекомые, как, напр., водяные клопы и др., далеко не приносят им такого значительного вреда. Плавунцы нередко поедают или портят уже довольно больших карасиков, преследуют даже совершенно взрослых, и недаром рыбаки считают их самыми злейшими врагами этой рыбы, которая не отличается проворством и часто не успевает спастись от них бегством. Взглянув на толстое, неуклюжее тело карася, желудок которого почти во всякое время года битком набит зеленой грязью, станет понятной его вялость и неповоротливость, обусловливаемая отчасти и растительной пищей: карась не нуждается в быстроте движений, так как корм у него, как говорится, под носом."
А читаю я, к примеру Валентина Распутина (согласен с вами, очень талантливого) - смысл его доходит и за душу берет. А вот язык... нет, это никак не изящная литература. Это советский воляпюк.
Reply
И естественники тут часто оказывались в более выгодном положении чем гуманитарии (потенциальных учителей которых увёз философский пароход или нефилософский воронок). Хотя и тут всё по-разному, на одной кафедре есть старенький профессор, на другой нет такого).
Я как-то в 1980-х нашёл в городской библиотеке книжку 1938-го года издания про двигатели внутреннего сгорания. Написано явно «дореволюционным» человеком. Впечатление было сильное. Такое ощущение, что под каким-то гипнозом начинаешь «всё понимать».
Reply
Reply
Leave a comment