Про «Эпоху Застоя» - 12

Mar 12, 2008 17:25

ОБРАЗОВАНИЕ. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ.
ИНТЕЛЛИГЕНТ И РАБОЧИЙ ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙКак же произошло, что массовая советская интеллигенция (а речь пойдёт именно о ней, а не о обитателях арбатских двориков), в сущности порождённая властью, оказалась к ней уж если не в оппозиции, то в некой зоне отчуждения, и, что гораздо серьёзнее, отчуждение это распространила на ( Read more... )

эпоха Застоя, СССР, история СССР

Leave a comment

Comments 85

(The comment has been removed)

warlen March 12 2008, 16:48:10 UTC
> А вот активизм советская система действительно обесценивала.

Я не то, чтобы активным был, а принципиальным. Ну как можно "не ходить на сборы" и при этом оставаться пионером? Или я заявляю, что считаю эту организацию бессмысленной и выхожу из нее, или выполняю все ее требования. Как это опаздывать-прогуливать? Или я отказываюсь учиться таким способом и сдаю школьный курс экстерном, или делаю все как положено.

> Школьная программа в позднем СССР при имевшемся уровне преподавания просто была
> слишком сложной, наверное, для подавляющего большинства учащихся. Вот, я учился,
> как я уже выше написал, вполне добросовестно, но освоить программу по математике
> или физике при этом не мог.

А для меня по математике она была слишком простой, а по физике так вообще примитивной до идиотизма. Русский язык, литература, история были не столько сложны, сколько утомительны и скучны.

Reply

(The comment has been removed)

warlen March 13 2008, 08:24:30 UTC
> Как это "выйти из пионеров"? Такие вещи даже не рассматривались.

Если выйти из пионеров нельзя, значит надо выполнять все их обязанности. Понимаете, как я рассуждал: вступая в пионеры, я тем самым пообещал исполнять все обязанности пионеров. Значит, если я не пришел на какой-то сбор, то я не просто навлек на себя какое-то наказание, а нарушил слово. А этого я никак не мог допустить.

> Конечно, были способные люди, для которых советская школьная программа не была
> сложной. Но ведь она была обязательной не только для способных, но для всех.

В статье о том и речь, что все сидели за одной партой - способные и бездарные, пролетарии и интеллигенты, и от этого хреново было и тем, и другим.

Что нужно было делать? Ввести более дифференцированное обучение? Больше "спецшкол"? Тоже не лучший выход, не знаю, что хуже.

Reply


melanyja March 12 2008, 17:35:02 UTC
очень интересно
вообще, просматривается - как появляется халтура на работе

Reply

ettevatus March 15 2008, 14:55:51 UTC
вот эта фраза - "в потомках инородчески-комиссарской элиты видит «аристократов»" меня восхитила. Что, действительно в сегодняшней России настолько закрепился этот постулат "комиссар = инородец"? Особенно забавно читать эдакое среди пространных рассуждений о советской эпохе, тщательно лелеявшей и оберегавшей образ комиссара от каких-либо инородческих признаков ( ... )

Reply

melanyja March 15 2008, 14:58:58 UTC
Что-то не пойму, это вы мне адресовали или автору поста?

Reply

ettevatus March 15 2008, 15:05:38 UTC
Автору поста, конечно. Видимо, не в то место кликнул мышкой, посылая коммент. Прошу прощения.

Reply


polenova March 12 2008, 17:46:28 UTC
Из этого текста совершенно неясно, кого вы называете интеллигенцией. Ведь вроде с нее начиналось? Всех, имевших высшее образование? Вряд ли, да и не были он опозиционно настроены к режиму. Т.е к режиму опозиционно настроены были все, "от министра до колхозника" но не от отсутствия свобод. Всех отчаянно задолбал дефицит и бытовая неустроенноесть. А "оппонентов нации и государства" реально думавших об этом была маленькая горстка, "страшно далекая от народа", больше в столицах, меньше в провинции (исключение Новосибирский Академгородок ). Ваш портрет интеллигента - портрет 60-тняка, получившего школьное образование при Сталине. А те, кто учились в 60-е и позже, ставши взрослыми уже Советского Союза не увидели.
А так интеллигенция всегда делилась на "патриотов"-"государственников" и "западников". И споры времен Герцена очень мало отличаются от противостояния "Октября" и "Нового мира". Да и сейчас все о том же...

Reply

kouzdra March 12 2008, 20:16:59 UTC
А так интеллигенция всегда делилась на "патриотов"-"государственников" и "западников". И споры времен Герцена очень мало отличаются от противостояния "Октября" и "Нового мира".

Я вот, честно говоря, не знаю отношусь ли я к интеллигенции - но не могу сказать, что в моем круге общения было очень уж много людей озабоченных этими проблемами. Хотя определенный слой "озабоченных" был - но не cлишком большой. Должен сказать, что когда перед концом СССР оная озабоченность перестала подавляться - их общество стало для меня существенно менее комфортным.

Впрочем это тоже типично -
Идут славянофилы и нигилисты,
У тех и у других ногти не чисты.
Ибо, если они не сходятся в теории вероятности,
То сходятся в неопрятности.

И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее
Русского безбожия и православия.

Reply

polenova March 12 2008, 21:47:27 UTC
Так и я о том же. Среди людей с вышим образованием не все были интеллигентами, среди интеллигентов меньшинство было диссидентами, среди диссидентов далеко не все интересовались спорами западников и патриотов, да русских в этническом смысле в этом круге не так было много, евреев больше. А евреев, с свою очередь, свобода эмиграции волновала сильнее русских вопросов. Так что мне осталось непонятным, как текст про школы эпохи застоя связаны с проблемами интеллигенции и кто она все-таки такая. А то все говорят - интеллигенция, интеллигенция - а хто ето?

Reply

atrey March 18 2008, 12:48:31 UTC
А в моем были. Поступая на подготовительные курсы института я увидел сидящего на ступеньках перед деканатом молодого еврея, читавшего как раз так Новый мир, и от души хохотавшего.
Он мне показал что читает.
Это была издевательская рецензия на роман Кочетова "Чего же ты хочешь?".

Reply


dobryj_manjak March 12 2008, 19:19:33 UTC
Ещё один выстрел, и опять точно по цели. Браво!

Reply


dobryj_manjak March 12 2008, 19:25:41 UTC
А объяснение я бы предложил четвёртое: боялись, что биоробот на месте "рафаэля" обойдётся по издержкам дороже, чем "рафаэль" на месте биоробота. Ибо ресурсов мало (кроме производимых технологиями массового производства "рафаэлей"), и если их распределили ошибочно, то эту потерю можно уже не компенсировать. К каждому рабочему месту не приставишь же "рафаэлемометр" - поэтому пусть лучше "рафаэлей" будет побольше, чтобы по законам статистической вероятности они чаще встречались на нужных местах. Вообще массовое использование биороботов на самом деле очень затратная стратегия, это только кажется, что на них расходуется меньше.

Reply

arsenikum March 13 2008, 17:57:25 UTC
Согласен. "Рафеэль" универсальнее и по факту более живуч, не требует "эксклюзивных условий эксплуатациии"

Reply

flamin_juventa May 26 2008, 17:14:55 UTC
Да не совсем так.

Кадровики знают, что чем шире основание поиска, тем выше результат. Вероятность найти в обозримые сроки очень крутого человека зависит от того, какое количество народа охватывает поиск. В общем это азы статистики.

В ВПКшную инженерию требовались очень крутые люди. Страна конкурировала со всем Западом (прикиньте, сколько у Запада ресурсов, в т.ч. людей).

Потому людей в "альмы матер" оной инженерии типа физтеха и МИФИ отбирали с максимально широким охватом. На это и работала система олимпиад и журналы Квант.

"Рафаэлизм" вполне себе поддерживался при условии, что человек пойдет в крутой вуз, а далее - "в ящик".

Все это есть несомненное благо советского строя. Тогда заботились об интеллекте подрастающего поколения, а сейчас нет - один Дом-2, гламур и коктейли Отвертка.

Reply

dobryj_manjak June 1 2008, 17:09:45 UTC
Понятно, что система двух коридоров при любой системе селекции будет перекрывать дорогу значительному количеству людей с задатками творца. Но тут же немного другое обсуждалось. Даже в ВПК основная масса людей требовалась на должности, требующие исполнителя, а не творца.

Reply


Leave a comment

Up