ОБРАЗОВАНИЕ. ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ.
ИНТЕЛЛИГЕНТ И РАБОЧИЙ ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙКак же произошло, что массовая советская интеллигенция (а речь пойдёт именно о ней, а не о обитателях арбатских двориков), в сущности порождённая властью, оказалась к ней уж если не в оппозиции, то в некой зоне отчуждения, и, что гораздо серьёзнее, отчуждение это распространила на
(
Read more... )
А так интеллигенция всегда делилась на "патриотов"-"государственников" и "западников". И споры времен Герцена очень мало отличаются от противостояния "Октября" и "Нового мира". Да и сейчас все о том же...
Reply
Я вот, честно говоря, не знаю отношусь ли я к интеллигенции - но не могу сказать, что в моем круге общения было очень уж много людей озабоченных этими проблемами. Хотя определенный слой "озабоченных" был - но не cлишком большой. Должен сказать, что когда перед концом СССР оная озабоченность перестала подавляться - их общество стало для меня существенно менее комфортным.
Впрочем это тоже типично -
Идут славянофилы и нигилисты,
У тех и у других ногти не чисты.
Ибо, если они не сходятся в теории вероятности,
То сходятся в неопрятности.
И поэтому нет ничего слюнявее и плюгавее
Русского безбожия и православия.
Reply
Reply
Он мне показал что читает.
Это была издевательская рецензия на роман Кочетова "Чего же ты хочешь?".
Reply
Reply
Насчет того, как хорошо было в начале 80-х, смешно. Зачем тогда продовольственную программу принимали? От хорошей жизни? То что вы называете дачами, было не место отдыха, а 6 соток под огород, их действительно давали легко. Не было не только джинсов ( нужная, кстати, вещь) - ничего не было от автомобилей до маленьких магнитофонов. А как стирали пеленки и гладили с двух сторон? А проблемы с детским питанием? И это еще Москва. А в провинции было хреново с продуктами. А "длинное, зеленое, пахнет колбасой" - рязанская электричка - забылось?
Про реформаторов ничего не знаю, я их в полном обьеме не застала. Но начинали все это вроде поколение шестидесятников?
Рассуждать о том, как можно было улучшить плановое хозяйство, я не стану. По-моему, это принципиально неработающая модель.
Reply
Интересно, что раньше он планировал не так плохо...Почему-то...
Есть сведения, что дефицит специально организовывался.
Reply
Есть, например, такая штука - мода. Вы думаете, ее не было в начале 80х? еще как была! современная мода на айфоны - это точно такой же феномен, как тогда на сапоги-дутики.
Так вот, зачастую даже коммерческий производитель товара, который стал дико модным, не поспевает за спросом - в NY банально кончились айфоны.
Что уж говорить о Госплане, который все планировал на 5 лет вперед.
>продавец украл
Не украл, а сбыл из-под полы своим. Это не было наказуемо в уголовном порядке - деньги в кассу поступили, и вот он чек. За товар под прилавком наказывали только по дисциплинарной линии, т.е. не наказывали вообще тех, кто не поругался с начальством.
Вот за пересортицу в продуктовой торговле - да, сразу статья.
>оставив торговлю государственной
А каковы плюсы государственной розничной торговли?
Reply
В общем-то, да, я имею в виду практически весь образованный класс от его «подошвенной» самой массовой части, от уровня инженер-менеэс. И слово «интеллигент» я применяю как нейтральный социологический термин не несущий в себе качественной или моральной оценки. Ограничения значения наподобие «интеллигент - это только человек высокой культуры и безупречной нравственности» или «интеллигент - паразит с гадостным самомнением», хотя и имеют свою традицию, но уводят нас в дебри оценок по принципу «нравится-не нравится» и лишают возможности отстранённого описательного разговора. Итак, в общем смысле (и применительно к советской действительности) интеллигент - это человек с высшим (или близким по уровню) образованием, занятый преимущественно умственным трудом.
«не были они оппозиционно настроены к режиму»Оппозиционность может иметь разные уровни осознанности и разную степень активности. Оппозиционность - это ( ... )
Reply
На мой взгляд упушенно ( или недостаточно акцентировано), то, что и после школы возможности у этого слоя сформироваться в нормальный средний класс ( как во всем мире происходит) получить со своего образования какие-то дивиденты - т.е жить лучше, чем необразованный - не было в принципе. Школы ведь в Америке, к примеру, такие же, если не хуже,а описанного процесса нет.
Большое вам спасибо за очень интересный анализ!
Reply
Об этом - одно из моих следующих посланий (черновик уже написан)
Reply
Надо бы все вместе потом собрать!
Reply
Reply
"Необходимость считаться с национальным менталитетом. Условного западного человека можно (вроде бы) просто нанять, например, дёргать рубильник каждые пять минут и в течение рабочего дня он будет его дёргать строго по часам (говорят, что так). С русским сложнее, ему придётся объяснить"
Вообще с таким методом обобщений? и конкретно с данной экспертной оценкой "условного западного" и (безусловного, надо полагать) русского?
Reply
Конечно, такие наблюдения - вещь статистическая, не каждый человек под это попадает, но уловный, средний - попадает.
Reply
О, как отличаются споры времён Герцена, Данилевского, Достоевского и К. Леонтьева от противостояния "Октября" и "Нового мира". О, как они отличаются. Уровнем.
Reply
Leave a comment