Про «Эпоху Застоя» - 6

Jan 21, 2008 17:03

ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯЕщё одна особенность «Застоя» - минимальное количество ярких персонажей на всероссийской сцене. Да и сама сцена, где некогда вниманию почтенной публики предлагались хорошо отрежиссированные и, порой, кровавые ристалища: политические драмы о низвергнутых с вершин власти троцкистско-зиновьевских «паладинах», творческие споры и даже ( Read more... )

эпоха Застоя, СССР, история СССР

Leave a comment

Comments 53

ex_pl616 January 21 2008, 14:24:27 UTC
У власти была одна сплошная серость. А серость имеет обыкновение становиться агрессивной и даже воинствующей. Она не терпит индивидуальностей.

Reply

arsenikum January 21 2008, 14:38:06 UTC
Лет в 15 я исповедывал примерно такую же позицию (я это не к тому что бы Вас как-то уязвить, просто сейчас в этой фразе не содержится для меня никакой информации и ральность я пытаюсь описывать с других точек зрения)

Reply

ex_pl616 January 22 2008, 16:28:25 UTC
просто человык изрыг штамп. Учитесь думать, господа!

Reply

aviamatka January 21 2008, 14:41:14 UTC
Чего ж она не воинствовала?

Reply


chaource January 21 2008, 14:37:39 UTC
По молодости лѣтъ могу лишь предполагать, какой духовной жизнью жили взрослые и духовно зрѣлые люди въ "вездесятъ мятые" годы, если отсутствовали яркія общественныя фигуры, а въ газетахъ и въ кино всё "якобы рабочіе якобы радуются якобы досрочному якобы выполненію якобы плана по якобы производству".

Возможно, жизнь была примѣрно такой: Галичъ - Высоцкій - Окуджава - чтеніе литературныхъ журналовъ - дальніе походы по 12 разъ въ году - самодѣятельность на кухнѣ (или на даче у Ростроповича) - самиздатъ - выпивка съ друзьями. И никакой политики.

Reply

arsenikum January 21 2008, 14:40:35 UTC
Тут весь вопрос в том кого классифицировать как "духовно зрелых". "Галичъ - Высоцкій - Окуджава ... самиздатъ - выпивка съ друзьями" - это и круг жизнь вполне себе инфантильных персонажей.

Reply

chaource January 21 2008, 15:05:17 UTC
Классифицировать трудно, но для простоты возьмёмъ Святослава Рихтера или того же Окуджаву. Вродѣ бы люди духовно зрѣлые. Чѣмъ они жили духовно? Навѣрно не производственнымъ кинематографомъ и не счастьемъ отъ возможности купить "западныя" шмотки и похвастаться этими шмотками передъ друзьями. (У Рихтера такая возможность была.) Я думаю, они находили себѣ духовные интересы и обнаруживали среди другихъ людей яркіе фигуры, находящіеся внѣ оффиціальной массовой культуры. Допускаю, что имъ могли нравиться Галичъ, Высоцкій, походы на природу, и что ихъ могъ интересовать самиздатъ, если другого источника литературы не было. Не допускаю, что имъ могли нравиться герои-стахановцы. Думаю, что уровень оффиціальной культуры (пѣсни о Ленинѣ и Брежневѣ, краснознамённые ансамбли балалаечниковъ и др.) ихъ не устраивалъ. Поэтому мнѣ кажется, что вполнѣ оправдано было бы характеризовать эту оффиціальную массовую культуру какъ "сѣрость".

Reply

arsenikum January 21 2008, 16:46:50 UTC
Ну, "шмотки" у них и правда были. А насчёт того, что они находили "среди другихъ людей яркіе фигуры", то да найти "своего" всегда радость. Большое число мемуаров о том времени даёт картину замкнутых интеллигентских кружков, где все "звонят лишь друг друг другу, обсуждая насколько прекрасен наш круг" (БГ). Этакие социальные "мэстэчки".
Отчасти это не их вина, востребованность у них было низкая. А насчёт того, что газет и кино, где "якобы рабочіе якобы радуются якобы досрочному якобы выполненію якобы плана по якобы производству", то конечно, они это не читали и не смотрели. А писали и снимали (не все но очень многие). И их работодатели не заблуждались насчёт их искренности... Вот серость и выходила.

Reply


atrey January 21 2008, 14:56:03 UTC
"каждый из заметных персонажей той поры занимал кроме своей «экологической ниши» в массовом сознании ещё и несколько чужих. Это обстоятельство здорово повлияет на дальнейшие события"

замечательно подмечено!

Reply


gollie January 21 2008, 18:01:01 UTC
Если уж молва считала достойным какого-нибудь персонажа занять вакансию того или иного архетипического героя, то «спасения не было». Мне один человек из Челябинска рассказывал: в городе никто особенно не знал собственное начальство, зато все слышали, что в Свердловске есть такой Ельцин, который «ух какой». Всё больший вес приобретали «подпольные» художники и музыканты. Иногда, «на безрыбье» вырастали до гигантских размеров и вовсе инфернальные персонажи вроде Джуны Давиташвили ( ... )

Reply


zamost January 21 2008, 22:16:20 UTC
Прошу простить за вторжение, но "не могу молчать". Фактические неточности не идут на пользу интересной концепции ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

zamost January 22 2008, 10:59:17 UTC
Мне кажется, всё же "магомаевский бум" структурно не отличается от истории "лемешисток - козловитянок" или Любови Орловой. Актёры и певцы во все времена задавали тон моды (Орлова и Целиковская в этом смысле показательны), это и есть их ниша. Тут ещё возникает мысль: стиль одежды и поведения Магомаева и Миронова (бабочки, смокинги, аккуратные причёски, налёт ретро, галантность) не получил распространения в массах. Джинсы и "запущенный сад" на голове Высоцкого, развязность Пугачёвой, с другой стороны - славянофильская эстетика Глазунова - вот это действительно было актуально, воспроизводимо и выходило за пределы профессиональных амплуа, ибо воспринималось как фронда и учение об образе жизни.

Reply

arsenikum January 22 2008, 10:49:54 UTC
Спасибо.
1. Буду выяснять детали.
2. Исправил. И ведь, что характерно, знал что "Сторожевой", но вегда пишу - "Стерегущий".
3. «товарищи Воротников, Слюньков, Маслюков, Алиев…» - воспоминания отрочества, хазановскую миниатюру не помню.
4. Я несколько о другом (выразился, вероятно, не совсем точно). Во-первых, они занимали действительно несколько ниш, например, Магомаев был символом (кроме всего прочего) мужской элегантности, хотя таковой можно было сделать, например, из героя-лётчика (Ляпидевский вполне себе был таковым, да и Чкалов был щеголеват, хотя несколько в другом стиле). Во-вторых, многие ниши пустовали и "звездуны" занимали, скажем так, свободные терабайты памяти и притягивали бесхозные единицы психоэнергии (смайл). А в пророки их никто не записывал, хотя образы, которые они транслировали вполне себе "учили жизни".

Reply


Leave a comment

Up