Военно-морской флот Ирана, 1885-1941 (часть 2).

Aug 22, 2024 11:20

Начало: https://picturehistory.livejournal.com/9729444.html


Иранская канонерская лодка "Каркус", захваченная британцами после вступления в Иран советско-британских войск в 1941 г. Буквенная маркировка нанесена англичанами.

Перевод с английского языка статьи иранского историка д-ра Кеве Фарроха: The Iranian Navy: 1921-1941.

В 1921 году корабли "Персеполис" и "Сузы" времен шаха Насер эд-Дин были окончательно выведены из эксплуатации. Только четыре корабля, приобретенные Ахмад шахом (последним монархом из династии Каджаров), официально оставались в строю в качестве ядра нового военно-морского флота Ирана к 1923 году.
Единственной “морской” операцией в Персидском заливе был поход небольшого военного корабля "Хузестан", который первоначально принадлежал британскому флоту во времена Первой мировой войны. Затем британцы передали его Ирану, но перед этим демонтировали тяжелое орудие (неизвестного калибра). "Хузестан" перевез 60 солдат между Хоррамшахаром и Ахвазом в устье реки Карун для поддержки операций правительственной армии в 1924 году против мятежного шейха Хазала.
(Дополнение от коллеги Сергея Ильина: Чуть копнул "небольшого военного корабля "Хузестан", который первоначально принадлежал британскому флоту во времена Первой мировой войны. Затем британцы передали его Ирану, но перед этим демонтировали тяжелое орудие (неизвестного калибра)." У британцев-то многие ходы записаны. Но не этот. Первое, что стало понятно, что корабль назывался Khuzistan, хотя сейчас провинцию называют (в том числе и автор переведенной статьи) KhuzEstan через E. Дальше удалось выяснить, что это бывшая английская канонерка типа Fly, но какая именно, осталось покрыто мраком. "В 1925 году правительство было обеспокоено, обнаружив, что персидская речная канонерская лодка "Хузистан", которая обстреливала территорию Ирака близ Фалие и Буварина [точное местоположение этих мест неизвестно], была одной из бывших канонерских лодок типа Fly, поскольку по Вашингтонскому договору никакие излишки военных судов не подлежали продаже иностранным державам." Так что "тяжелое орудие" было 4-дюймовкой.)


Шейх Хазал из Хузестана, около 1920 года. У Хазала были прочные связи с британцами, но это не спасло его от рейда войск Резы Пехлеви (с 1925 г. - нового шаха Ирана) в Хузестан. Справа: дворец шейха Хазала в Хузестане. Обосновавшись вдоль водного пути Шатт-эль-Араб, Хазал накопил значительное состояние, собирая налоги с арабского и неарабского городского и племенного населения Хузестана. Как отмечает Прайс, возвышению Хазала в Хузестане способствовали “... изолированное положение, слабое центральное правительство и британская поддержка” (Price, M., Iran’s Diverse Peoples: A Reference Sourcebook. Santa Barbara, California, 2005).

После падения шейха Хазала три корабля последнего были переданы вооруженным силам Ирана. Один из них был переименован в "Хома" (он мог перевозить 1000 военнослужащих) и был способен действовать в акватории вплоть до Индийского океана; два других были отправлены на ремонт, осуществлявшийся по контракту американскими военно-морскими инженерами.


Военный корабль "Паланг" с экипажем из 70 человек. Поначалу он не имел значительного вооружения, поэтому использовался исключительно для перевозки грузов и личного состава. Позже, перед Второй мировой войной, на корабле было установлено вооружение. (От переводчика: британские источники классифицируют "Паланг" в 1941 г. как шлюп. Кораблик на фото мелковат, и 70 душ на него вряд ли влезут иначе, как десантом. Не исключено, что название "Паланг" позднее носил более крупный корабль)

На Каспийском море в марте 1925 года небольшой иранский “военно-морской отряд” из одного корабля, "Сефид-Руд", высадил десант в составе 61 пехотинца на побережье Горган для рейда против мятежных туркмен. Когда корабль вернулся в Бандар-Энзели, он был переименован в “Наханг”.
В апреле 1925 года Иран принял поставку первого тральщика немецкой постройки (водоизмещение: 141 тонна). Однако военно-морской флот Ирана все еще был неспособен осуществлять задачи даже по борьбе с пиратством и контрабандой вдоль побережья страны, что побудило меджлис (парламент) в Тегеране 20 марта 1928 года законодательно утвердить курс на увеличение военно-морских сил. Эти меры предполагали совместную работу правительства и итальянских военно-морских советников над выбором кораблей, которые следовало приобрести для военно-морских нужд Ирана. Итальянские военно-морские советники находились в Иране с 1928 по 1933 год, по другим данным - до 1935 года. Первые кадры иранских военно-морских офицеров, прошедших европейскую подготовку, прибыли из Италии в 1933 году, и постепенно военно-морской флот приобрел корабли итальянской постройки (два корабля по 950 тонн каждый, четыре корабля по 330 тонн, три судна поменьше по 75 тонн). Три корабля были названы "Гилан", "Мазандаран" и "Азербайджан", каждый был вооружен 75-мм орудием.


Небольшой патрульный корабль иранского флота с экипажем из 10 человек. Он был построен в 1933 году в Палермо, Италия. Его приводил в движение двигатель мощностью 150 л.с., работавший на бензине...



Корабли военно-морских сил Ирана накануне вступления в страну советско-британских войск в 1941 г.

Корабль "Бабр" (на фото слева, классифицируется британскими источниками как шлюп) был обстрелян (и потоплен) австралийским шлюпом HMAS Yarra 25 августа 1941 г.


От переводчика: Британское вторжение началось. Иранские корабли в Хоррамшахаре под огнем австралийского шлюпа HMAS Yarra 25 авг. 1941 г.



Иранский шлюп "Бабр", вживе, а ниже - потопленный 25 авг. 1941 г. в устье реки Карун.




Победитель "Бабра" - HMAS Yarra. Также захватил 25 августа две иранские канонерки. Стрелял ли кто из "персов" в ответку - выяснить не удалось.

В то же время капитан "Паланга" Хассан Миланьян пригласил своего коллегу из Британского Содружества посетить его корабль за день до начала военных действий, 24 августа.


От переводчика: "Паланг" это не спасло: англичане со шлюпа HMS Shoreham (на фото; он был головным кораблем в серии, так что не исключено, что однотипный) поблагодарили за чай и на следующий день затопили и его.
Previous post Next post
Up