Современные ВМС Ирана ведут свою историю со времен правления Каджарской династии (предпоследней в истории страны). Каджарам фатально не везло во внешней политике, но они имели упрямую привычку персидского борца-пехливана: будучи повержены, стремились подняться снова. Потерпев тяжелые поражения от Российской и Британской империй, во второй половине XIX в. они продолжали бороться за суверенитет страны, кратчайший путь к которому видели в создании современных вооруженных сил. Получалось не очень: высшие сановники охотнее предавались изысканной лени, чем державным заботам ("И, склонясь в дыму кальяна на цветной диван, у жемчужного фонтана дремлет Тегеран" - М.Ю. Лермонтов), офицерство самозабвенно воровало, голодные рекруты разбегались. Но кое-что все же удалось. В частности - основать военно-морские силы. В 1885 г. в строй новосозданного персидского флота вошли пароходы "Персеполис" и "Сузы", построенные германской судостроительной компанией AG Weser в Бремене.
"Персеполис" в разные годы службы.
Оба корабля были заказаны правительством Персии в 1884 г. и получили у производителя серийные номера: 75 и 76. Английский офицер и путешественник Гарри де Виндт в своей книге «Поездка в Индию через Персию и Белуджистан» (1891) писал, что заказ обошелся казне династии Каджаров в 30 000 фунтов стерлингов. Это столько получили немцы "за постройку кораблёв" (c); иранский историк д-р Кеве Фаррох приводит другую смету: "по 100 фунтов стерлингов за каждую тонну" (Keveh Farrokh. Iran at War: 1500-1988) - очевидно, разница ушла "на утруску и усушку". Годом спустя немецкие экипажи перегнали достроенные корабли в персидский порт Хорремшехр, и они торжественно вступили в строй шахского флота.
Техническая информация по "головному" "Персеполису" такова: водоизмещение составляло 1 200 тонн, корпус был железным, длиной 67,5 метров и шириной по шпангоуту 10 метров, две мачты несли парусное вооружение, но приводила корабль в движение паровая машина мощностью 440 лошадиных сил, гребной винт был один, скорость оценивалась в 10 узлов. Корабль в закупочном варианте был вооружен "пятью казеннозарядными орудиями небольшого калибра" - более точных данных найти не удалось.
В 1919 г. военно-морской справочник "Джейн" классифицировал "Персеполис" как канонерскую лодку и приводил следующие данные о его вооружении: четыре старых 2,7-дюймовых орудия и два пулемета.
"Персеполис" в справочнике "Джейн".
"Сузы" был гораздо меньше, его корпус имел в длину 24 метра и 4,5 метра в ширину, а мощность паровой машины составляла 30 "лошадок". Вооружение неизвестно.
Основу команд обоих кораблей первое время представляли немецкие моряки, служившие по контракту с персидским правительством. Однако уже в ближайшие годы их почти полностью заместили иранцы. Первым иранским командующим флотом стал опытный моряк и приближенный шахского двора Накхода Эбрахим Дарьяй бей. Общая численность экипажей "Персеполиса" и "Суз" в конце XIX - начале ХХ вв. очень разнилась - от нескольких десятков до нескольких сотен моряков; она "плавала" в первую очередь из-за коррупционных схем нечистых на руку шахских офицеров.
Экипаж "Персиполиса". Кто с дудкой, кто с винтовкой, кто весь в белом и в белых тапках.
Флотоводец его величества шаха Накхода Эбрахим Дарьяй бей.
Персидские военно-морские офицеры при параде.
Они же в служебной форме одежды.
Согласно информации "Conway's All the World's Fighting Ships 1906-1921", к началу ХХ в. "Персеполис" и "Сузы" составляли весь военно-морской флот Персии. В море оба корабля ходили редко, большую часть времени ржавели на швартовке. Их техническое обслуживались осуществлялось крайне небрежно, ремонт и частичная замена изношенных механизмов были проведены только на "Персеполисе" и только однажды "из-за дороговизны".
В 1902 г. персидский флот получил пополнение еще одним вымпелом. Шах Мозаффар эд-Дин, азартный игрок во внешюю политику, чтобы не отставать от светской моды мировых монархов, решил обзавестись личной яхтой.
Шах Мозаффар эд-Дин (1853-1907).
Выбор пал на 40-метровую 400-тонную двухмачтовую паровую яхту "Селика" французской постройки (1899), принадлежавшую бельгийскому арматору Роберу Остерецу и ловившую жемчуг в Персидском заливе. Персидские эмиссары в Антверпене легко договорились с владельцем о покупке корабля "августейшей особой" - недешево и престижно! Бельгийский экипаж высадили на берег, на борт взошли шахские гвардейцы и на флагштоке взвился флаг со львом династии Каджаров. В новой жизни яхту звали "Мозаффари", по имени шаха. Она стала самым новым, самым быстроходным (12 узлов) и наиболее окруженным заботой (статус монаршего "выезда" обязывал) кораблем флота. В 1904 г. яхта даже поучаствовала в "полувоенном походе", когда Персия получила от эмирата Шарджа суверенитет над островами Абу-Муса, Большой Томб и Малый Томб в Персидском заливе. Она доставила туда шахскую военно-административную миссию и национальный флаг, после чего приветствовала "салютом наций" иностранные корабли - т.е. была вооружена орудиями.
Ослепительно-белая "Мозаффари", по воспоминаниям современников, была настоящей персидской красавицей...
Потому-то в 1914 г., когда номинально нейтральная Персия стала "перламутровой шахматной доской для четырех империй" - Российской, Британской, Османской и Германской, на корабль обратили внимание офицеры Royal Navy. Взяв под контроль невеликую шахскую эскадру, они просто поставили часовых сипаев к сходням "старых лоханок" "Персеполиса" и "Суз", а яхта "Мозаффари" была включена в британский Королевский Флот в качестве канонерской лодки. Под трепавшимся на гафеле "Юнион Джеком" "Persian Pony" (Персидская лошадка), как прозвали ее англо-индийские моряки из нового экипажа, несла брандвахтенную и конвойную службу в Персидском заливе и Индийском океане, успела даже зайти в Бомбей на ремонт. Вооружение ее в этот период состояло из двух 3-фунтовых морских орудий (47-мм) и двух "сухопутных" пулеметов Льюиса (для абордажной партии?).
В 1918 г. корабль передали обратно шахским властям Персии. Однако на оскверненную британскими колонизаторами палубу сиятельная нога шаха больше не ступила. Забытая фаворитка присоединилась к "Персеполису" и "Сузам" в их полумертвой дремоте у пирсов.
К началу 1920-х гг. два старших корабля изрядно обветшали. "Персеполис" списали со службы около 1925 г. и продали на слом в 1936. Однако часть его корпуса уцелела и в настоящее время сохраняется в иранском Морском музее в Бушере. Судьба "Суз" неизвестна.
На "Мозаффари" до 1936 г. сильно сокращенный экипаж продолжал скучать, по утрам играть "зарю" и поднимать флаг, по настроению драить палубу и крайне редко запускать машину и выходить в море в качестве посыльного или транспортного судна. В одном из таких выходов "Мозаффари" при сильном волнении налетела на мель у берега и застряла на ней с сильным креном на правый борт. К тому времени у Ирана уже была новая династия (Пехлеви, с 1925 г.) с новыми амбициями, и новые военные корабли. Однако энергичный и честолюбивый шах Реза Пехлеви, сам человек военный, лично взял под контроль операцию по спасению "истории иранского флота".
Почти лежит на боку.
Шах Реза Пехлеви (слева) руководит спасательными работами.
"Мозаффари" удалось стащить с мели. Но потом постаревшую и побитую красавицу вывели из состава флота и продали частному владельцу, который, судя по всему, сдал ее на слом. В последние годы своего существования бывшая яхта персидских шахов была настолько забыта всеми, что даже ясных сведений о ее судьбе не осталось.
_______________________________________Михаил Кожемякин.