Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами
Арсений Тарковский, 1983
Как и обещала, на нынешних выходных возвращаюсь к прошлым и расскажу немного о выставке Пауля Клее.
Говоря о европейском авангарде, невозможно упустит из вида фигуру Пауля Клее. Ровным счетом так же, как и нельзя исключить аспект музыки, рассматривая его творчество. И одно, и другое, выставлено нынче на общее обозрение в рамках масштабной монографической экспозиции " Paul Klee Polyphonies" в Cité de la Musique.
Лицом выставки служит наше родное берлинское достояние, поэтому еще разок без надписей:
Paul Klee, Architektur, 1923, 62, [Architecture], NG 7/69, Huile sur carton, 58 × 39 cm, Berlin, Nationalgalerie - Staatliche Museen zu Berlin Родившись в семье музыкантов, Пауль смалочку приучается к классической музыке. С семи лет он посещает музыкальную школу по классу скрипки, а уже в 11 числится среди "внештатных" членов Бернского музыкального общества, благодаря своему таланту. Круг интересов маленького Клее не ограничивается только музыкой, среди прочего он охотно рисует (в основном карикатуры) и пишет стихи.
Из раннего:
Paul Klee, Komiker. (Inv. 4), 1904, 14, [Acteur comique] (inv. 4)], Gravure à l'eau-forte, 15,5 × 17 cm, Berne, Zentrum Paul Klee Jugendl. S.Portrait, 1910, 76, [Autoportrait juvénile], Plume et pinceau sur papier sur carton, 17,5 × 15,9 cm, Berne, Zentrum Paul Klee, donation, Livia Klee После окончания школы, Пауль переезжает в Мюнхен, где изучает искусство, таким образом, отдав приоритет своей профессиональной жизни не родительским ожиданиям. Но музыка - это тот ключевой мотив, который он перенесет в последствии на свои холсты и то, к чему он на протяжении своей жизни будет возвращаться ни один раз.
Экспрессионистический период (Мюнхен-Париж):
Paul Klee, Kl. Landschaft in Regenstimmung, 1913, 196, [Petit paysage dans une atmosphère, pluvieuse], Aquarelle sur papier sur carton, 20/19,5 × 12 cm, Berne, Zentrum Paul Klee Robert Delaunay, Fenêtres ouvertes simultanément (1re partie 3e motif), 1912, Huile sur toile marouflée sur carton, 45,7 × 37,5 cm, Londres, Tate Эту необычайную любовь к звукам и ее отражение на холсте показывает экспозиция. Выставка сконцепирована таким образом, что и как Пауль Клее, без музыки вы не посмотрите ни на одно произведение. Она везде. Кроме фона, который создается во всех комнатах, посетителям выдаются ауди-гиды, которые на ближайшие 2 часа знакомят не только с биографическими и творческими аспектами Клее, а также дают возможность погрузиться в музыкальный вкус Пауля. Впечатления усугубляются разными экпонатами: от скрипки и до авторских партитур Клее.
Период Баухауса:
Paul Klee, Fuge in Rot, 1921, 69, [Fugue en rouge], Aquarelle et crayon sur papier sur carton, 24,4 × 31,5 cm, Suisse, collection particulière, en dépôt au Zentrum Paul Klee, Berne Например, в этой работе четко просматривается принцип канона, который в искусстве можно было бы отнести к футуристической традиции. А вообще, тем кто владеет музыкальной грамотой, в работах могут разглядеть различные аспекты из теории музыки, которые для профанов служат просто эстетическими моментами.
Paul Klee Das Licht und die Schärfen, 1935 [La lumière et les arêtes] © Berne, Zentrum Paul Klee (Peter Lauri, Berne / ABMT, Universität Basel) Последние работы уже больного Клее:
Paul Klee, Paukenspieler, 1940, 270, [Timbalier], Couleur à la colle sur papier sur carton, 34,6 × 21,2 cm, Berne, Zentrum Paul Klee Что мне еще очень понравилось на выставке, так это адаптация выставки для слепых людей. 4 экспоната были представлены тактильными макетами картин, что конечно практически ничто по сравнению с парой сотен нетактильных экспонатов, но с другой стороны, очень многое для тех, про кого обычно в нашем обществе принято забывать вообще.
К сожаленью, в интернете не оказалось моих фаворитов (так что зря вас пугала), что возможно объясняется тем, что Клее очень восстребован на арт-рынке и его работы уже давно осели в самых разных коллекциях по всему миру. Некоторые из которых закрыты и по большом счету изолированы от внешнего мира (бывают и такие натуры среди коллекционеров).
Так что на этом и закончу. Хотя о этой выставке говорить примерно также бессмысленно, как и о музыке. Чтобы понять - надо прочувствовать. Если это вам удалось хотя бы на одну четвертую, то миссию я свои считаю выполненной!
А сейчас - выходные! ееееее!
Upd.: а напоследок, чуть не забыла, вот вам совсем сладкий стишок от Арсения Тарковского:
ПАУЛЬ КЛЕЕ
Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,
Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.
Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне
Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.
Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был намного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,
И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?
На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее -
Голубые, желтые, блажные...
Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983.