Полифония Пауля Клее

Nov 05, 2011 11:41


Жил да был художник Пауль Клее Где-то за горами, над лугами. Он сидел себе один в аллее С разноцветными карандашами Арсений Тарковский, 1983

Как и обещала, на нынешних выходных возвращаюсь к прошлым и расскажу немного о выставке Пауля Клее.



Говоря о европейском авангарде, невозможно упустит из вида фигуру Пауля Клее. Ровным счетом так же, как и нельзя исключить аспект музыки, рассматривая его творчество. И одно, и другое, выставлено нынче на общее обозрение в рамках масштабной монографической экспозиции " Paul Klee Polyphonies" в Cité de la Musique.

Лицом выставки служит наше родное берлинское достояние, поэтому еще разок без надписей:


Paul Klee, Architektur, 1923, 62, [Architecture], NG 7/69, Huile sur carton, 58 × 39 cm, Berlin, Nationalgalerie - Staatliche Museen zu Berlin

Родившись в семье музыкантов, Пауль смалочку приучается к классической музыке. С семи лет он посещает музыкальную школу по классу скрипки, а уже в 11 числится среди "внештатных" членов Бернского музыкального общества, благодаря своему таланту. Круг интересов маленького Клее не ограничивается только музыкой, среди прочего он охотно рисует (в основном карикатуры) и пишет стихи.

Из раннего:


Paul Klee, Komiker. (Inv. 4), 1904, 14, [Acteur comique] (inv. 4)], Gravure à l'eau-forte, 15,5 × 17 cm, Berne, Zentrum Paul Klee



Jugendl. S.Portrait, 1910, 76, [Autoportrait juvénile], Plume et pinceau sur papier sur carton, 17,5 × 15,9 cm, Berne, Zentrum Paul Klee, donation, Livia Klee

После окончания школы, Пауль переезжает в Мюнхен, где изучает искусство, таким образом, отдав приоритет своей профессиональной жизни не родительским ожиданиям. Но музыка - это тот ключевой мотив, который он перенесет в последствии на свои холсты и то, к чему он на протяжении своей жизни будет возвращаться ни один раз.

Экспрессионистический период (Мюнхен-Париж):



Paul Klee, Kl. Landschaft in Regenstimmung, 1913, 196, [Petit paysage dans une atmosphère, pluvieuse], Aquarelle sur papier sur carton, 20/19,5 × 12 cm, Berne, Zentrum Paul Klee



Robert Delaunay, Fenêtres ouvertes simultanément (1re partie 3e motif), 1912, Huile sur toile marouflée sur carton, 45,7 × 37,5 cm, Londres, Tate

Эту необычайную любовь к звукам и ее отражение на холсте показывает экспозиция. Выставка сконцепирована таким образом, что и как Пауль Клее, без музыки вы не посмотрите ни на одно произведение. Она везде. Кроме фона, который создается во всех комнатах, посетителям выдаются ауди-гиды, которые на ближайшие 2 часа знакомят не только с биографическими и творческими аспектами Клее, а также дают возможность погрузиться в музыкальный вкус Пауля. Впечатления усугубляются разными экпонатами: от скрипки и до авторских партитур Клее.

Период Баухауса:



Paul Klee, Fuge in Rot, 1921, 69, [Fugue en rouge], Aquarelle et crayon sur papier sur carton, 24,4 × 31,5 cm, Suisse, collection particulière, en dépôt au Zentrum Paul Klee, Berne

Например, в этой работе четко просматривается  принцип канона, который в искусстве можно было бы отнести к футуристической традиции. А вообще, тем кто владеет музыкальной грамотой, в работах могут разглядеть различные аспекты из теории музыки, которые для профанов служат просто эстетическими моментами.



Paul Klee Das Licht und die Schärfen, 1935 [La lumière et les arêtes] © Berne, Zentrum Paul Klee (Peter Lauri, Berne / ABMT, Universität Basel)

Последние работы уже больного  Клее:


Paul Klee, Paukenspieler, 1940, 270, [Timbalier], Couleur à la colle sur papier sur carton, 34,6 × 21,2 cm, Berne, Zentrum Paul Klee

Что мне еще очень понравилось на выставке, так это адаптация выставки для слепых людей. 4 экспоната были представлены тактильными макетами картин, что конечно практически ничто по сравнению с парой сотен нетактильных экспонатов, но с другой стороны, очень многое для тех, про кого обычно в нашем обществе принято забывать вообще.

К сожаленью, в интернете не оказалось моих фаворитов (так что зря вас пугала), что возможно объясняется тем, что Клее очень восстребован на арт-рынке и его работы уже давно осели в самых разных коллекциях по всему миру. Некоторые из которых закрыты и по большом счету изолированы от внешнего мира (бывают и такие натуры среди коллекционеров).

Так что на этом и закончу. Хотя о этой выставке говорить примерно также бессмысленно, как и о музыке. Чтобы понять - надо прочувствовать. Если это вам  удалось хотя бы на одну четвертую, то миссию я свои считаю выполненной!

А сейчас - выходные! ееееее!

Upd.: а напоследок, чуть не забыла, вот вам совсем сладкий стишок от Арсения Тарковского:

ПАУЛЬ КЛЕЕ
Жил да был художник Пауль Клее Где-то за горами, над лугами. Он сидел себе один в аллее С разноцветными карандашами, Рисовал квадраты и крючочки, Африку, ребенка на перроне, Дьяволенка в голубой сорочке, Звезды и зверей на небосклоне. Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и воды, Он хотел, чтоб линии и пятна, Как кузнечики в июльском звоне, Говорили слитно и понятно. И однажды утром на картоне Проступили крылышки и темя: Ангел смерти стал обозначаться. Понял Клее, что настало время С музой и знакомыми прощаться. Попрощался и скончался Клее. Ничего не может быть печальней! Если б Клее был намного злее, Ангел смерти был бы натуральней, И тогда с художником все вместе Мы бы тоже сгинули со света, Порастряс бы ангел наши кости! Но скажите мне: на что нам это? На погосте хуже, чем в музее, Где порой вы бродите, живые, И висят рядком картины Клее - Голубые, желтые, блажные... Арсений Тарковский. Стихи разных лет.
Москва, "Современник" 1983.

фотогенное, репортажное, музейное

Previous post Next post
Up