Десять тысяч ведер

Nov 12, 2024 21:52

Тов Lot1959 сегодня выложил симпатичную подборку исторических фотографий землечерпалок - Дноуглубительная техника порта Владивосток, начало ХХ века.



Землечерпалки - одна из разновидностей земснарядов - технических судов для дноуглубительных работ, которые бывают разных видов и типов, можно глянуть в Вики, например. Я так-то с пескосучками некоторым образом по профилю работы самую малость знаком, но тут получилась красота и история в одном флаконе. К слову, красоту этих полезных машин ценили в свое время и известные художники. Например, Эрик Равилиус (Вики), я уже как-то тут радовался его работам, запомнил попавшуюся на пути землечерпалку так:


Eric Ravilious, The James and the Foremost Prince, 1934. Towner Art Gallery, Eastbourne



А Мстислав Добужинский (Вики), гуляя по Петрограду в 1921 году, увидел местный земснаряд (или их там два) в таком виде:


Добужинский Мстислав Валерианович. Из альбома "Петербург в 1921 году". 1923

Целиком альбом можно посмотреть у тов Humus, а вообще супер-знаток творчества этого художника - тов Nikolai-endegor, рекомендую прямо по метке " Добужинский" смотреть. Правда черпалок больше не будет, но все равно интересно))

В книжке по истории Волго-Балтийского водного пути пишут, что "Дноуглубительные работы проводились обычно зимой. Устраивались две перемычки, из отсеченного участка откачивалась вода, рабочие на тачках удаляли грунт. Первые сведения о механизации этого процесса относятся к 1736-1738 годам, когда по указу Сената мастер Семен Сорокин построил для чистки Боровицких и Волховских порогов «водяные машины». В маловодные годы работы производились и летом. Так, например, в 1798 году были убраны особо опасные камни на Невских порогах у Пеллы. На реке Волхов на Николаевских и Петропавловских порогах в 1805 - 1808 годах в скальном грунте был прорублен почти километровый канал глубиной около одного метра и шириной в 20 метров.".
Началом использования землечерпательных машин в книге называют 1814 год, а дальше пишут о приобретении в 1897 году первого землесоса для Петербургского округа путей сообщений.
Но любопытно, что первая "многоковшовая землечерпалка с паровой машиной для очистки русла рек и каналов" была построена на Ижорском заводе по проекту А.А. Бетанкура (человека-и-моста, Вики) и начала работать в Кронштадте еще в 1812.


Автора картины не знаю, зато есть интересная статья про построение 3D модели и расчет конструкции этой черпалки современными методами. С картинками!
Британские ученые при этом сообщают, что самым первым паровым земснарядом был их земснаряд с ложковым ковшом, работавший в североанглийском порту Сандерленд в 1798. А американцы, ссылаясь на странную машину "Orukter Amphibolos", утверждают, что это они были первыми, но в 1805. Англичане тогда немного уступают, но только со ссылкой на свой паровой земснаряд в Портсмуте в 1802. Там вроде надо внимательнее смотреть, по какой схеме они работали, кому интересно - и про это книжка с картинками есть, но в целом с каких-то тех примерно пор паровые многоковшовые черпалки пошли по миру. Даже при строительстве Суэцкого канала сфотографировались в 1860-е, пока египтян с лопатами на обед отпустили.


И в Петербурге на Морском канале в 1880-е отметились.




Даже упоминаются некие земснаряды "Волга" и "Николаев" (хы, написано "в честь царя") американского производства. А ближе к концу 19 века в мире придумали новую технологию с применением гидравлики. В песчаных грунтах технология повысила производительность в разы, что немедленно дало развитие целому направлению земснарядов - землесосам. Сначала вроде были французы, потом голландцы, потом американцы. Или наоборот. Затем последовали и другие инновации, такие как плавучий трубопровод в 1867, трюмные баржи и американский трюмный земснаряд в 1857. К концу 19 века все основные технологии, за исключением современной автоматизации, уже были известны.
А первые морские землесосные работы в России начали проводить не в Петербурге, как можно было бы ожидать, а в Либавском порту в 1889 году. Об этом тоже есть книжка. Название по традиции тех лет повторяет полное содержание и выглядит так:"Первые морские землесосные работы в России, исполненные в Либавском и Виндавском портах в 1889 и 1890 годах, с приложением сведений о землесосных работах в Дюнкирхене и о теории землесосов. - СПб., 1892". Автор Тимонов В.Е., прекрасный писатель и по случайному совпадению профессор-гидротехник (Вики). С 1885 года в Либаве велись земляные работы при помощи землечерпалки "Виндава", а в 1888 было принято решение о необходимости применить более производительную технику - землесос. Вот профессор и поехал по миру изучать матчасть. Сначала к Thomas Figée & С° в Гаарлем, потом к J.&К. Smit в Киндердейк, а после уже в Лилль и Париж с барышней на выставку для переговоровъ съ компанею Фивъ-Лилль. В конечном итоге купили отвозящий землесос "Либава" у голландского Томаса Фигее и Ко.

После этого мы случайно узнаём, что Томас Фигее примерно тогда же, чтоб никто не догадался, переименовался в Werf Conrad (Wiki, сайт), и внезапно оказываемся там, с чего начинали этот рассказ: Дноуглубительная техника порта Владивосток, начало ХХ века, фотографии землечерпалки "Инженер Сахаров" производства фирмы Werf Conrad...

А вообще они там c тех пор все: и Фигеи, и Смиты, и Боскалисы, и ВанОорды, и SBM - все родственники и друзья, если почитать про Royal IHC (Wiki). Royal - это когда фирма занимается своей специализацией более 100 лет, так-то.
Перечень земснарядов Werf Conrad можно глянуть на Fleetphoto. Там же можно поизучать многочерпаковые и землесосы тут и тут. Озадачен, что там есть некий землесос Камский-505 1862 года, но Кастанеда Тимонов про это ничего не писал.
В исходном посте еще упоминалась фирма W Simons and Co. Хоть она и померла в 1957 (список изделий можно тут посмотреть), но в нашей истории и в Военно-Морском музее - она как живая, с завитушками даже))


А, не, не совсем умерла. В 1959 она стала Simons-Lobnitz (Wiki), а нынче просто Lobnitz.com


Еще в музее есть черпалка в разрезе и с пульпопроводом, но не знаю, чьих)


Ну и напоследок о современных технологиях 1890 года, профессор Нюберг А.Г. (Вики) постарался (кликабельно):




Вот на такие мысли и книжки навели фотографии и художественные портреты старинных землечерпалок. Извинитте.

UPD: "§ 4. Служащiе на землесосъ обязаны вести себя прилично, быть вполнъ трезвыми и безпрекословно исполнять всъ распоряженiя своихъ начальниковъ, т. е. кочегары и помощникъ машиниста - машиниста, а матросы и рулевые баггермейстера, и всъ вообще инженеровъ управленiя работъ". По этому поводу желающие покомандовать (если богатые) могут прямо сейчас приобрести управляющий прибор от Simons-Lobnitz. Только аккуратнее, там вилка англисская.



UPD2: Постоянным читателям, кто уже устал от всех этих плОвучих железок, предлагаю поправить зрение)) Специально для тов Lot1959 - нолито!


UPD3: только что смешное исследование подогнали, где землечерпатели - еще и самые счастливые среди всех моряков по Seafarers Happiness Index -2024 ))

Всё пропьем, давнымдавно, далеко-далеко, Голландия, Суда, литература, Гидротехника, Техфлот, флот

Previous post Next post
Up