Американские морские пехотинцы рядом с легким танком M3 на Гуадалканале
7-8 августа 1942 года 19 тыс. американских морских пехотинцев в ходе первого контрнаступления США на Тихоокеанском театре военных действий, сломив превосходящими силами ожесточенное сопротивление противника, высадились на острове Гуадалканал.
8 августа американские инженерно-саперные части закончили начатое японцами строительство аэродрома, который вскоре смог начать принимать военно-транспортные и боевые самолеты. Гуадалканальская кампания была частью стратегического плана союзных сил защитить маршруты океанских конвоев между США, Австралией и Новой Зеландией.
Американские офицеры смотрят на карту на Гуадалканале
18 августа японцы оправились от первого удара и решили отбить аэродром, выделив для этих целей 6000 солдат. Командовавший японскими войсками полковник Итики был уверен, что аэродром обороняет не более 2000 американцев. Расплатой за этой заблуждение стало полное уничтожение японского контингента, буквально сметенного шквалом огня американских морпехов. В живых не осталось ни одного человека, а
полковник Итаки совершил сепуку.
Японский солдат метает гранату в бою на Гуадалканале
После этого сражения главным врагом обеих сторон стал голод. Солдаты союзников вскоре после высадки столкнулись с массовой дизентерией, от которой к середине августа страдал каждый пятый морпех. Тропические болезни оказывали существенное влияние на боеспособность обоих сторон в течение всей кампании. Американцы держались за счет двухнедельного трофейного японского запаса провизии, а отступившие вглубь острова японцы питались в основном кокосами.
Лагерь американских морских пехотинцев на Гуадалканале, затопленный дождевой водой
Месяцем позже японцы довели численность своих войск на архипелаге до 22 тыс. человек, однако теперь им противостояли 27, 5 тыс. американцев и австралийцев, причем союзникам было гораздо проще перебрасывать подкрепления из Австралии. Но японцы не сдавались. Прибывшие вскоре к Соломоновым островам японские линейные крейсеры буквально вспахали остров огнем тяжелых оружий, уничтожив все запасы топлива, вызвав гигантские пожары и уничтожив более половины базировавшихся на аэродроме самолетов. Тем не менее сухопутная атака вновь была отбита, причем американские потери исчислялись сотнями, а японские тысячами. В ноябре 1942 года американцы отправили на дно 7 японских транспортов с подкреплениями, пытавшиеся пробиться к острову: из 11 тыс. человек уцелело лишь 4 тысячи. Американцы, уже основательно закрепившиеся на острове, сумели перейти в наступление и вчетверо увеличить свой контингент. В это же самое время на море разворачивалось масштабное сражение, в ходе которого японцы сумели потопить американский авианосец «Хорнет» и повредит авианосец «Энтерпрайз».
Пикирующий на авианосец «Хорнет» японский бомбардировщик D3A «Вэл»
Лишь в январе 1943 года японское командование сумело взглянуть правде в глаза и решилось эвакуировать с Гуадалканала оставшиеся войска. Только после побед Союзников на Гуадалканале и в Новой Гвинее японское наступление было остановлено и стратегическая инициатива перешла к Союзникам, как оказалось, до конца войны. Гуадалканальская кампания завершила все попытки японской экспансии и Союзники получили уверенное превосходство над врагом. Несомненно, эта победа Союзников была первым шагом в ряду последующих побед, который закончился капитуляцией Японии и последующей оккупацией Японских островов.
Японские солдаты и морские пехотинцы, взятые в плен во время сражения за Гуадалканал
Политика США, во главе которой стоял «приоритет европейского театра военных действий», изначально была построена на организации оборонительных мероприятий против японской экспансии, сконцентрировав основные ресурсы на войне с Германией. Тем не менее, аргументы в пользу наступления на Гуадалканал и его успешное воплощение убедили президента Ф. Рузвельта в том, что Тихоокеанский театр был незаслуженно обойден вниманием. К концу 1942 года, когда стало понятно, что Япония проиграла битву за Гуадалканал, это стало серьезным ударом для японских стратегических планов по защите империи и непредвиденным поражением от рук американцев и их союзников.
Возможно, психологическая победа союзников была даже важнее военной победы. На поле боя американцы и автстралийцы одержали победы над лучшими японскими сухопутными, морскими и воздушными силами. После битвы за Гуадалканал солдаты союзников уже смотрели на японские вооруженные силы с меньшей опаской и не так благоговейно, как до него. Кроме того, союзные силы смогли смотреть на окончательный результат войны в Тихом океане с большим оптимизмом.
Американские бомбардировщики В-17 26-й эскадрильи летят над Тихим океаном
Некоторые японские политические и военные лидеры, в том числе Наоки Хосино, Осами Нагано и Торасиро Кавабэ, констатировали сразу после сражения за Гуадалканал, что это была критическая поворотная точка в войне. Кавабэ говорил: «Что касается поворотной точки в войне, когда наши успехи завершились, и мы стали терпеть поражения, я думаю, это был Гуадалканал».
Источник информации о фото:
«Военный альбом;.
Если у Вас есть фотоснимки военных действий на острове Гуадалканал, просим выкладывать их в комментариях этого поста.
Если вам понравился этот репортаж, то
Давайте дружить. Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!