Вид на акваторию Большой Невы с верхнего мостика крейсера Авроры
Начнем с самого сложного - крейсер Аврора, легендарный корабль, который спас всех нас от ужасов проклятого царизма. Как попасть на его борт простому благодарному потомку? Найти, вроде, несложно: крейсер находится в месте постоянной стоянки у Петроградской набережной Большой Невки напротив Нахимовского училищав Петербурге. Однако официальный сайт легендарного корабля сообщает, что временно свободного посещения крейсера нет. Доступно только экскурсионное обслуживание по предварительной записи по телефону. Если верить этому же сайту, то тематических экскурсий всего две: обзорная экскурсия по залам музея и экскурсия в машинно-котельное отделение.
Чему научил нас победивший с помощью Авроры пролетариат? Ничего не читать, никому не верить, опираться только на собственные гонор, прыть и связи. Мы с главным старшиной отделения паровых турбин Ушановым дозвонились до целого инженера по эксплуатации крейсера Дмитрия Кантаева.
Командир танка Рошка и подводник Ушанов готовятся вступить на палубу легендарного крейсера Аврора
В условленное время Дмитрий встретил нас на палубе. Втроём мы медленно пошли к главному носовому орудию корабля. Пока шли к орудию, Ушанов выяснил, что на крейсере стоят те самые 152-мм орудия Канэ, которые были установлены во время второй модернизации Авроры в 1915 году. (Канэ Густав 29.09.1846 - 9.05.1913) - французский инженер, известный в области артиллерийской техники. Разработал свою теорию гидравлического тормоза для уменьшения отката орудия и новые принципы конструирования лафетов и военных повозок).
Немногочисленные посетители крейсера Аврора рассматривают главное носовое орудие корабля - 152-мм орудие Канэ
Сегодня на Авроре 14 орудий Канэ, два из которых производства французской фирмы Шнейдер, остальные Обуховского сталелитейного и Пермского орудийного заводов. (В 1891 году Россия приобрела у Канэ чертежи). Все четырнадцать орудий находятся в ухоженном состоянии, чистые, аккуратно покрашенные и смазанные.
Старший сержант Рошка фотографирует с площадки главного кормового компаса 152-мм орудие Канэ под номером 207
С палубы мы спустились вниз, в залы корабля-музея, где Дмитрий продолжил свой рассказ.
Всего было построено три крейсера этого проекта: Диaнa, Пaллaдa, Аврoрa, прoтoтипoм кoтoрых считался aнглийский крейсер Тэлбoт. В то время это были самые современные корабли с редким типом палубы - карапасным. До наших дней сохранился только крейсер Аврора. Палладу затопили японцы в 24-25 году, используя в качестве мишени. Диану пустили в реализацию (порезали) в 24 году. Вообще этот проект оказался не очень удачным, но в нём был реализован технологический прорыв некоторых корабельных систем. Например, на Авроре до сих пор стоит оригинальная рулевая машина фирмы Сименс, впервые была применена телефонная связь, и также впервые в лазарете был установлен рентгеновский аппарат.
Сотрудница гражданского экипажа крейсера прибирается в одном из залов музея
С середины 30-х годов прошлого века крейсер использовали кaк несамоходную учебную бaзу. Сначала на ней проходили практику слушатели первых курсов морских училищ, а после войны, после многолетнего ремонта, на Авроре до окончательной готовности здания училищa жили нахимовцы. В1956 году на борту легендарного крейсера открыли Корабельный музей, как филиал Центрального военно-морского музея. Крайний ремонт Аврора прошла в середине 80-х. И в первую очередь этот ремонт был обусловлен коррозией корпуса корабля. Он был настолько плох, что офицеры и матросы, проходившие службу на крейсере, каждый день боролись с возникающей течью. После тщательного обследования водолазами подводной части корабля было принято решение немедленно отправить Аврору на капитальный ремонт.
Старшина паровых турбин Ушанов рассматривает пробоины на крейсере после Цусимского сражения на одной из картин музея
Из шестого зала мы перешли в корму. Подводник Ушанов спрашивал, инженер отвечал.
- Что заменили на крейсере и что оставили из оригинальных частей?
- Возвращаясь в 1984 год, после дефектологии корпуса крейсера в доке, судоремонтники определили, что нижняя часть восстановлению не подлежит. Приняли типовое для судоремонта решение - срезать подводную часть крейсера чуть выше ватерлинии и изготовить новую. Кроме замены нижней части корпуса произвели модернизацию систем жизнеобеспечения. Из оригинальных механизмов осталась неподключенная машина, макеты котлов и рулевое.
По пути в машинное отделение Ушанов заглянул на камбуз крейсера, точнее в моечную у камбуза
Ушанов как старшина паровых турбин со стажем рвался к котлам, Дмитрий не устоял и повёл нас в днище крейсера. Через узкие проходы и отверстия в первую очередь мы попали в кормовое машинное отделение. Со слов Дмитрия машин на Авроре было три, оставили одну. Завидев коленвал и цилиндры машины, Ушанов воскликнул: Ох, какие красавцы, красавцы!
Лестница по которой спускаются посетители крейсера в машинное отделение корабля
Из интересного: машины для Авроры изготавливались на Первом русском заводе в Петербурге. Выпуск машин был задержан на год. На ходовых испытаниях командир и механик отказывались принимать крейсер в казну ещё один год. Скорость крейсер мог развивать до 19 узлов, но в сравнении с английскими и немецкими кораблями Аврора уже тогда уступала им по боевой мощи.
Подводник Ушанов внимательно слушает Дмитрия Кантаева о судьбе машин крейсера Аврора
После восторженных воплей Ушанова, мы прошли из машинного в условное котельное отделение.
- Это наши котлы. Всего их было 24 штуки, представляете? Размещены попарно. Уголь в него кидался с двух сторон. Можно посмотреть на картине, как это происходило.
Старшина Ушанов внимательно изучал телефон фирмы «Ericsson» и переговорные трубы в кормовом машинном отделении крейсера
На подводника Ушанова система вброса угля в котел произвела неизгладимые впечатления:
- Нереальная вообще штука!.. А здесь уголь-то как раз и был?
- Уголь находился в так называемом межбортном пространстве. Его туда засыпали, потом открывали специальный лючок, и отсюда он высыпался
- А это что такое?
- А это механизм для выгрузки шлака за борт. Раньше нахождение корабля можно было определить по здоровенному черному пятну на воде.
Инженер Кантаев объясняет подводнику Ушанову принцип подачи угля в котельное отделение корабля
Принцип действия машины? Определенная группа котлов работала на определенную машину. Подавался пар, поршни приходили в движение, вращались винты - поехали.
- То есть, собственно говоря, с тех пор ничего не изменилось. Изменилось только топливо. Ну, а сейчас-то? Внешне вроде бы все нормально, - вопросительно резюмировал посещение условного котельного отделения подводник Ушанов.
- А вот давайте поднимемся в современную часть корабля, которая обеспечивает жизнедеятельность и безопасность на крейсере, - предложил Дмитрий.
Подводник Ушанов заботливо следит за танкистом Рошкой, чтобы тот не сгинул в трюме корабля
Поднимаясь наверх, мы миновали помещения с очень низкими потолками. Даже невысокому Ушанову пришлось пригибаться, что уж говорить о нашем провожатом, ростом под два метра. Он чуть ли не пополам сгибался. Через несколько подъемов и переходов мы попали в ярко освещенное помещение, в центре которого находились современные пульты управления крейсером.
- Так, здесь фотографировать уже запрещено, - строго предупредил Дмитрий.
- Вот для замены этого оборудования и необходим очередной ремонт - чтобы вот эти электрощиты, у которых есть свой срок службы, продолжали исправно питать корабельные системы освещения и отопления. Электроавтоматы. Их тоже надо поменять. У них гарантия 25 лет. Они работают, но их пора менять, чтобы корабль ещё 30 лет простоял.
Один из коридоров крейсера в котором находится оборудование подлежащие замене в очередной реконструкции корабля
В помещении, где нельзя было фотографировать, пробыли недолго. Движение продолжали по маршруту, известному только инженеру Дмитрию:
- Вот этот коридорчик можно сфотографировать. Он исторический, оригинальный. Под нами находится одна из машин, и такие коридоры назывались «офицерскими». Через иллюминаторы в стенах коридора офицеры могли смотреть вниз, как там работают матросы. Ну, чтобы не спали, ничем там лишним не занимались. Удобно! Не было необходимости спускаться в грязное машинное отделение.
Подводник Ушанов и танкист Рошка прошли по историческому коридорчику из которого офицеры Авроры наблюдали за матросами в машинном отделении
Историческая часть крейсера интересовала Ушанова меньше современной, и поэтому подводник постоянно возвращал инженера Дмитрия к вопросу о текущем ремонте:
- Вот сформулируйте сами: для чего нужен нынешний ремонт, который сейчас проектирует государство?
- Согласно технической документации корабль должен становиться в док каждые 10 лет. Должна производиться замена всех систем жизнеобеспечения. Кораблю необходимо помогать жить. Вот если я сейчас выключу питание на корабле, и оставлю вас буквально на пять минут, вы поймете, что мертвый корабль - это страшно. Очень неприятное ощущение.
Настойчивость Ушанова возымела свое действие, и Дмитрий повел нас в современное котельное отделение.
- Это вот действующее котельное отделение. Здесь находятся котлы, генераторы - то, что нам помогает автономно существовать. Все это достаточно грамотно и компактно сделано. Оборудование относительно современное, но его тоже пора менять. К слову сказать, один из дизель-генераторов сделали нам рабочие бесплатно на заводе «Звезда» во время субботника. Второй дизель-генератор - тоже подарочный. Его собрали в военно-морском инженерном институте, том, что в Пушкино находится. У них там есть факультет по дизелям и при факультете хорошая коллекция разных дизелей.
- А когда в последний раз запускались эти дизеля?
- Вчера. Где-то неделю назад мы стояли два часа под первым дизель-генератором, потому что велись какие-то ремонтные работы в городе. От общей сети нас отключили, а нам нужно было электричество.
Подводник Ушанов вдохнул свежего воздуха через иллюминатор в котельном отделении корабля
Удовлетворившись ответами на вопросы про современную котельную Авроры, Ушанов стал интересоваться возможностью поставить крейсер на ход. Дмитрий Кантаев коротко и ясно объяснил, что такой необходимости нет. Я с доводами Дмитрия согласился сразу. - В какие моря, и для каких целей необходимо ходить музею крейсеру Авроре? - подумалось мне. В добавление к этому вопросу Дмитрий сообщил, что возможно на ход поставят два паровых офицерских катера.
Эта идея понравилась Ушанову и мы пошли дальше по коридорам и лестницам. Пока шли Дмитрий рассказал об еще одной идее. Мол, пока будет ремонтироваться Аврора на её место можно поставить другой какой-нибудь интересный, но уже более современный корабль. А после ремонта Авроры стояли бы рядышком оба, на Авроре был бы музей эпохи пара, а другом корабле музей современной истории военно-морского флота. Красиво. И познавательно.
Старшине Ушанову очень понравилась чеканка крейсера Авроры, висящая у входа в кормовую штурманскую рубку
С мыслями о такой перспективе мы дошли до очередного отсека.
- Вот это помещение относилось когда-то к экипажу - небольшой спортзал. Сейчас принято решение расширить сюда экспозицию, пускать сюда людей. Вы можете спуститься вниз, посмотреть - там находится запасной командный пункт: там есть руль, там есть компас, там есть управление огнем, все есть. Над нами - вот здесь - боевая рубка, а выше - ходовая. Эти рули управления оригинальные, это паровая, усилитель, пароусилитель… Эти помещения не используются уже давно. Сюда есть доступ… Конечно, сюда надо будет поменьше людей как-то пускать. Вот здесь будет украшение экспозиции о минно-торпедном вооружении. Всё это - оригинальные вещи - это система подачи снарядов наверх, как они передвигались по кораблю.
Как то само собой мы стали чередовать помещения - для открытого доступа и нет.
- Это действующая противопожарная станция, которая с 90-х годов устанавливалась на объектах такого рода. Не просто на военных кораблях, а, например, на лайнерах, где надо обеспечивать повышенную защиту туристов или посетителей, как у нас. Новая система будет сама принимать решения - когда надо тушить, что надо тушить, сама будет оповещать. Благодаря новой системе мы сможем расширить экспозицию и обеспечивать безопасность наших посетителей. С новой системой мы будем знать, что если они вот туда спустятся вниз, они оттуда выберутся. Пускай и мокрые. Зато живые.
Старшина Ушанов долго не мог оторвать глаз от оригинального немецкого пианино в салоне (столовой) командира крейсера
Мы снова вернулись на корму. Осмотрели большую офицерскую кают-компанию, капитанский салон и каюту корабельного священника. Здесь видно, что в крайнюю реконструкцию судоремонтники добавили современных по тем временам материалов. Многие предметы интерьера из конца 50-х. Пианино стоит в салоне командира оригинальное, немецкое. Руководство центрального военно-морского музея планирует восстановить исторический облик этих помещений. В какой момент, пока не ясно, но работа уже ведётся - есть план кают-компании в историческом облике, подбираются уникальные фотоснимки.
Инженер Кантаев увлеченно рассказывает старшине Ушанову о проделанной работе сотрудников центрального военно-морского музея по восстановлению исторического облика командирского салона на крейсере
Когда мы выбрались на свежий воздух, Дмитрий с удовольствием поведал нам о лебёдке для буксирования корабля. Оказывается, на крейсере снимали фильм «Адмирал». Современная лебёдка попала в кадр, но никто этого не заметил.
Инженер Кантаев объясняет подводнику Ушанову о киноляпе при съёмках кинофильма Адмирал
В завершении нашей экскурсии мы выяснили, что спусковые механизмы паровых офицерских катеров в исправном состоянии и катера можно спускать хоть сейчас. Прошли между трёх труб к боевой рубке. Боевая рубка произвела на меня боевое впечатление. Находясь в ней, у меня вдруг вырвалось: Вот бы сейчас дать команду «Огонь» из легендарной 152-мм пушки. На этот выпад Дмитрий ответил: Ещё будем стрелять!
Инженер крейсера Дмитрий Кантаев делится с Рошкой и Ушановым маленьким секретом: Ещё будем стрелять!
Дмитрий Кантаев оказался толковым инженером и просто хорошим парнем, который болеет за своё дело. Во многом благодаря ему нам с подводником удалась эта необычная экскурсия, о которой с удовольствием делюсь с вами, друзья.
PS: Это последний из серии постов про Великий Северный поход танкиста Рошки и подводника Ушанова.
Предыдущие можно почитать по ссылкам ниже.
Текст Рошки:
1.
Великий Северный Поход: Начало2.
Северные ритуалы, шахты и пирожки3.
Великий северный подход к Авроре Текст Ушанова:
1.
Ранний северный путь2.
Великий северный поход. День второй3.
Северный поход. День 3. Аврора и водяной4.
Человек-Паршиков5.
Дорога жизни и смерти автомобилиста6.
Конец Великого Пути7.
Неделя по-крейсерски /Корабль утренней зари Для перепоста воспользуйтесь кнопкой «Поделись с друзьями» и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!