САМОЛЁТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ «ИЛЬЮШИНА»

Aug 05, 2014 18:01


Значение слова «специальный» по Ожегову: а) Особый, исключительно для чего-нибудь предназначенный, б) Относящийся к отдельной отрасли чего-нибудь, присущий той или иной специальности.

Какое значение у слова «специальный» в авиастроении выяснял специальный корреспондент интернет-портала «Воентернет» Александр Рошка.

Случай для этого был выбран подходящий - 15 июля специалисты ОАО «Ил» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) передавали представителям морской авиации ВМФ России первый серийный противолодочный самолет Ил-38Н.



Сегодня линейка самолётов специального назначения КБ «Ил» выглядит так (сайт ilyushin.org): а) Ил-76МДК «Космос» - модификация самолёта Ил-76МД, предназначенная для тренировок космонавтов в условиях кратковременной искусственной невесомости. б) Самолет Ил-78 разработан на базе самолета Ил-76МД и предназначен для заправки топливом в полете самолетов дальней и фронтовой авиации днем и ночью в условиях визуальной видимости с целью увеличения их радиуса действия. в) Ил-78МКИ - модификация Ил-78М, предназначенная для индийских ВВС. г) Ил-38 - дальний противолодочный самолет, созданный на базе Ил-18. д) Самолет-лаборатория Ил-114ЛЛ предназначен для проведения летной отработки испытываемых образцов РЭО, выполнения комплексной радиолокационной, фото и тепловизионной съемки земной и водной поверхности.

Чтобы проверить, как на самом деле обстоят дела в легендарном КБ далеко ехать не пришлось - на электричке в Жуковский - здесь находится лётно-испытательная и доводочная база ОАО «Ил». Именно отсюда «Ильюшинцы» провожали обновлённый Ил-38Н, оборудованный новейшим прицельно-навигационным комплексом «Новелла». Кроме торжественных проводов специального самолёта планировалось и посещение аэродромного цеха, где специалисты выполняют доработки, ремонты, регламентные работы всех самолётов марки «Ил».



Проводы начались с небольшим опозданием, но в остальном всё было по плану. Выступили представители «Ила», лётчики и командиры морской авиации ВМФ и даже Алексей Папковский - сын Радия Петровича Папковского - выдающегося конструктора ОКБ Ильюшин (ушёл из жизни 5 января 2014), именем которого назвали первый Ил-38Н (до 2020 года переоборудуют под «Новеллу» 28 машин).



Генеральный директор компании «Ил» Юрий Юдин вспоминал историю создания Ил-38 (поступил на вооружение в 1969 году) и заслуги Радия Петровича Папковского в возрождении этого самолёта (продление ресурса до 60 лет) с новым прицельно-навигационным комплексом в содружестве с Фёдором Фёдоровичем Золотухиным (НПО «Ленинец» - разработчик «Новеллы»). Самое интересное, что первым заказчиком этого самолёта оказались индусы. Вопреки установленной практике (закупать оружие уже принятое на вооружение в стране-производителе) под честное слово Радия Петровича они согласились подписать контракт в 2001 году.

Заместитель начальника департамента ОАК Валерий Введенский заметил, что это событие важно не только для фирмы «Ил», но и для всей Объединенной авиастроительной корпорации, благодаря усилиям которой удалось скоординировать работу многих предприятий различных отраслей нашей экономики в проекте Ил-38 «Новелла».

Командующий морской авиацией (1994-2000) - генерал-полковник Владимир Дейнека вспоминал о дружбе «Ильюшенцев» и морской авиацией с довоенных времён, когда ещё летали Ил-2 и Ил-4. Генерал-полковник отметил исключительные заслуги самолёта Ил-38 в части поддержания боеготовности ВМФ, «с этим самолётом военно-морские силы стали по сути океанскими».



Алексей Папковский коротко поведал о характере, способностях и увлечениях своего отца Радия Петровича Папковского: «Совершенно уравновешенный и спокойный человек. Предпочитал активный отдых. За школьные годы в общей сложности в палатке я прожил с полгода. У него были золотые руки. В 60-х изобрёл собственный прибор для измерения сход-развала. Когда ему стало за 50 начал изучать английский для чтения (романы Агаты Кристи читал в оригинале). Борец по натуре. Когда в 80 летнем возрасте сломал шейку бедра, ходил через силу, хотя одна нога стала короче другой. Спасибо всем „Ильюшинцам“ за увековечивание памяти отца таким образом».


В заключении выступил непосредственный эксплуатант Ил-38Н - командир 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ России генерал-майор Алексей Сердюк: «Этот самолет резко повысит боевой потенциал противолодочной мощи нашего флота. Поисковая производительность позволяет выполнять задачи на площади, в четыре раза превышающей прежний район работ Ил-38. Появилась возможность вести радиотехническую разведку, разведку и давать целеуказания. Характеристики планера позволяют выполнять задания в ближней и дальней морской зоне. Личный состав с 2008 года участвует в освоении „Новеллы“. В этом году мы уже переобучили 48 человек лётно-технического состава. Это была теория, а теперь будет практика. И символично то, что мы получаем этот самолёт накануне нашего праздника - 17 июля день морской авиации».

На мой вопрос - «Что отличает морского лётчика от лётчика ВВС» - Алексей Сердюк ответил так:

- Ещё лейтенантом меня учили тому, что будут полёты в одну сторону!



Проводив самолёт «бликами» объективов фото и видеокамер в Ейск, мы отправились в производственный цех компании «Ил». В цеху нас встретили директор производства «Ильюшина» Олег Паламарчук и замдиректора по филиалу «Жуковский» Александр Бушманов.

Вот что удалось у них выяснить:
«На сегодняшний день у нашей компании две производственные площадки - в Москве и Жуковском. В данный ангар вмещается три самолёта Ил-76 и два Ил-38. По текущим контрактам жуковское производство выполняет капитальный ремонт самолётов для ВВС Индии, Китая и России. Здесь ведутся работы по сборке, регулировке, доводке и отработки систем. Срок капитального ремонта Ил-76 составляет шесть месяцев. За это время мы успеваем разобрать основные системы самолёта, приборное и радиоэлектронное оборудование, восстанавливаем комплектующие на заводах нашей кооперации. В ремонте планера выполняем осмотровые работы продления ресурса. Полностью демонтируется механизация крыла - выполняется его ремонт.


Например, это третий китайский Ил-76 из десяти имеющихся у них. Китайцы нашими самолётами довольны и серьезных нареканий от них нет, они их эксплуатируют с 80-х. Сейчас они создали свой симбиоз из нашей машины и американского «сикорского», но там проблемы с двигателями.

В ближайших планах у нас наладить модернизацию из Ил-76МД в МДМ и Ил-78М в М2. Планируем заключить контракт с Минобороны до 60 машин этой модификации. Это практически весь парк военно-транспортной и дальней авиации.



Возвращаясь к проекту Ил-38Н это 28 машин, в том числе пять до конца этого года. В начале, поступившая машина проходит весь цикл ремонта, затем доработка кабины, установка комплекса «Новелла» и нового обтекателя. Этот самолёт аэродинамически очень хорошо просчитан. Улетевший сегодня «Радий Папковский» 70 года выпуска - это не возраст для самолёта. Си-130 «Геркулес» прошёл уже несколько этапов продления ресурсов (порядка 60 итераций).

Индусы очень довольны, произведенными нами Ил-38SD (версия для Индии). Мы поставили им пять самолётов. Сегодня в цеху стоит первый из пяти на контрольно-восстановительном ремонте. Основное отличие их версии от нашей - подвеска на крыльях для дополнительного вооружения - у нас такого нет, чтобы не наводить лишние опасения для вероятного противника.


В результате проводимой модернизации Ил-38Н, комплекс «Новелла» позволяет обнаружить надводные, подводные, наземные и даже поземные цели. Диапазон скоростей и высоты чётко ложится в те задачи, которые ставит перед собой заказчик - МО России. Двигатели надёжные АИ-28А, винты АВ-68И (те же, что на Ан-12)".

- В общем, соответствует всем требованиям заказчика - подвёл итог Олег Паламарчук.

Фото: Светланы Умаровой, Александра Рошки

смелые люди, неизвестная авиация, смертельное оружие, ОАК

Previous post Next post
Up