«Пять разбитых камер» (5 Broken Cameras) - документальный фильм (релиз 2011 года), снятый палестинским крестьянином Эмадом Бурнатом (Emad Burnat). Завоевал несколько международных наград, был номинирован на «Оскар».
Этот фильм - последовательная история жизни пяти камер Бурната. Вернее - рассказы о том, что они успели увидеть. Камеры становятся полноценными участниками конфликта: в них попадают газовые гранаты, их разбивают... они спасают жизнь оператора, приняв на себя пулю...
Цитата: «Выпущенная из винтовки М16 пуля летит со скоростью 853 метра в секунду. И через 3 миллисекунды она попадает в видеокамеру. И в это мгновение, прежде чем мной увиденное превратилось в память, оно было уничтожено».
Эмад Бурнат - фермер из деревни Бильин, которая находится на западном берегу реки Иордан недалеко от Рамаллы. Свою первую видеокамеру Бурнат купил в 2005 году, чтобы снимать новорожденного сына. Параллельно со взрослением ребенка Эмад запечетлевает и строительство заградительного барьера на месте оливковой рощи, и связанные с этим акции протеста палестинцев. Эта так называемая стена безопасности призвана была отделять деревню Бильин от еврейского поселения. Стеной безопасности, или защитной стеной, ее называли израильтяне. Палестинцы относились к ней как к «стене апартеида».
Цитата: «Я никогда не хотел снимать фильмы. Но теперь, когда у меня есть видеокамера, меня приглашают, чтобы я снимал происходящие в деревне события. Так я стал оператором Бильина».
Весь фильм - это репортажные съемки из деревни Бильин, разговоры Бурната на кухне с женой, диалоги с детьми, «селфи» оператора, находящегося под домашним арестом. Есть здесь и музыка, но важнее всего лайфы и интершум.
Цитата: «Стены можно убрать, но шрамы останутся навечно».
Превратить собранные за пять лет видеоархивы в почти часовой фильм Бурната уговорил израильский режиссер Гай Давиди (Guy Davidi). Он же писал сценарий (закадровый текст произносит крестьянин) и монтировал видео.
На первый взгляд, фильм может показаться антиизраильским. На самом деле он снят совместно с израильским режиссером Гаем Давиди, и за это многие даже считали его, наоборот, израильским. Некоторые мусульманские страны по этой причине отказывали ему в прокате, хотя позже его много где увидели. В целом фильм оказался скандальным, против него выступали как с одной, так и с другой стороны.
Цитата: «Чтобы исцелиться, я снимаю».
Официальный трейлер (на англ., но можно найти и на русском):
Click to view